Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Требования
к профессиональным навыкам специалистов, осуществляющих лабораторную диагностику холеры
1. Требования к знаниям и умениям специалистов лечебно-профилактических учреждений, выполняющих бактериологические исследования на холеру
1) Врачи-бактериологи и биологи должны знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за холерой, в том числе в части, касающейся обследования больных на холеру;
- нормативные документы, регламентирующие проведение исследований на холеру;
- требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности, а также требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем холеры;
- этапы подготовительной работы (подготовка питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- требования к доставке клинического материала, регистрации, его хранению, уничтожению;
- порядок исследования материала в условиях односменной и круглосуточной работы лаборатории;
- порядок исследования материала в зависимости от времени отбора и доставки его в лабораторию;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- методы ускоренной диагностики холеры;
- культуральные, морфологические, иммуносерологические и биохимические свойства холерных вибрионов;
- сроки выдачи предварительного положительного результата исследования;
- правила и сроки передачи выделенных (подозрительных) культур.
2) Врачи-бактериологи и биологи должны уметь выполнять диагностическое исследование клинического материала на холеру:
- отбирать колонии со щелочного агара и среды TCBS с характерным для вибрионов ростом;
- выполнять микроскопию мазков, окрашенных по Граму на всех этапах исследования;
- определять индофенолоксидазу;
- ставить с подозрительными на холерный вибрион колониями реакцию слайд-агглютинации с холерными сыворотками 01, Огава, Инаба, RO и 0139 и учитывать результаты;
- выполнять микроскопию и оценку результатов мазков, обработанных флюоресцирующими иммуноглобулинами (МФА);
- выполнять реакцию иммобилизации вибрионов (РИВ) под влиянием специфических холерных сывороток;
- вести необходимую документацию.
3) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны знать:
- правила работы с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности;
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, питательных сред, диагностических препаратов, реактивов;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- культуральные, морфологические свойства холерных вибрионов, отношение вибрионов к углеводам в полиуглеводных средах;
4) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны уметь:
- готовить к работе необходимые питательные среды (приложение 4);
- готовить ингредиенты для окраски мазков по Граму;
- готовить разведения сывороток для постановки реакции слайд-агглютинации и иммунофлюоресценции;
- выполнять первичные посевы исследуемого материала и пересевы со сред обогащения;
- готовить мазки, фиксировать их, окрашивать по Граму, а также флюоресцирующими иммуноглобулинами;
- ставить пробу на индофенолоксидазу;
- проводить с подозрительными на холерный вибрион колониями реакцию слайд-агглютинации с холерными сыворотками Ol, Огава, Инаба, RO и 0139;
- ставить реакцию иммобилизации с холерными сыворотками;
- готовить отработанный материал для автоклавирования.
2. Требования к знаниям и умениям специалистов ФБУЗ "ЦГиЭ" и их филиалов, выполняющих бактериологические исследования на холеру
1) Врачи-бактериологи и биологи должны знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за холерой, в том числе в части, касающейся сроков, объёмов и контингентов, подлежащих обследованию на холеру, сроков, объёмов и вида исследуемых проб из объектов окружающей среды;
- нормативные документы, регламентирующие проведение исследований на холеру;
- требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности, а также требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем холеры;
- этапы подготовительной работы (подготовка питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- требования к доставке клинического материала и проб из объектов внешней среды, регистрации, хранению, уничтожению;
- порядок исследования материала в условиях односменной и круглосуточной работы лаборатории;
- порядок исследования материала в зависимости от времени отбора и доставки его в лабораторию;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- методы ускоренной диагностики холеры;
- культуральные, морфологические, иммуносерологические и биохимические свойства холерных вибрионов;
- сроки выдачи предварительного положительного результата исследования;
- правила и сроки передачи выделенных (подозрительных) культур.
2) Врачи-бактериологи и биологи должны уметь выполнять диагностическое исследование клинического материала на холеру:
- отбирать колонии со щелочного агара и среды TCBS с характерным для вибрионов ростом;
- выполнять микроскопию мазков, окрашенных по Граму на всех этапах исследования;
- определять индофенолоксидазу;
- ставить с подозрительными на холерный вибрион колониями реакцию слайд-аглютинации с холерными сыворотками 01, Огава, Инаба, R0 и 0139;
- выполнять микроскопию и оценку результатов мазков, обработанных флюоресцирующими иммуноглобулинами (МФА);
- выполнять реакцию иммобилизации вибрионов (РИВ) под влиянием специфических холерных сывороток;
- вести необходимую документацию.
3) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны знать:
- правила работы с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности;
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, питательных сред, диагностических препаратов, реактивов;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- культуральные, морфологические свойства холерных вибрионов, отношение вибрионов к углеводам в полиуглеводных средах;
4) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны уметь:
- осуществлять отбор проб воды из поверхностных водоёмов, сточных вод и других объектов окружающей среды;
- готовить к работе необходимые питательные среды (приложение 4);
- готовить ингредиенты для окраски мазков по Граму;
- готовить разведения сывороток для постановки реакции слайд-агглютинации и имму-нофлюоресценции (при наличии люминесцентного микроскопа);
- выполнять первичные посевы исследуемого материала и пересевы со сред обогащения;
- готовить мазки, фиксировать их, окрашивать по Граму, а также флюоресцирующими иммуноглобулинами;
- ставить пробу на индофенолоксидазу;
- проводить с подозрительными на холерный вибрион колониями реакцию слайд-агглютинации с холерными сыворотками 01, Огава, Инаба, RO и 0139;
- ставить реакцию иммобилизации с холерными сыворотками;
- готовить отработанный материал для автоклавирования.
3. Требования к знаниям и умениям специалистов лабораторий ООИ ФБУЗ "ЦГиЭ", выполняющих бактериологические исследования на холеру
1) Врачи-бактериологи и биологи должны знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за холерой, в том числе в части, касающейся обследования больных на холеру;
- нормативные документы, регламентирующие проведение исследований на холеру;
- требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями II-IV групп патогенности, а также требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем холеры;
- этапы подготовительной работы (подготовка питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- требования к доставке клинического материала, регистрации, его хранению, уничтожению;
- порядок исследования материала в условиях односменной и круглосуточной работы лаборатории;
- порядок исследования материала в зависимости от времени отбора и доставки его в лабораторию;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- методы ускоренной диагностики холеры;
- культуральные, морфологические, иммуносерологические и биохимические свойства холерных вибрионов;
- сроки выдачи предварительного положительного результата исследования;
- правила и сроки передачи выделенных (подозрительных) культур;
- методы контроля качества питательных сред и ингибиторов посторонней микрофлоры;
- методы определения чувствительности к диагностическим фагам классическому и эль-тор, к холерным эльтор фагам и ctx";
- методы оценки эпидемической значимости холерных вибрионов;
- методы определения антибиотикочувствительности холерных вибрионов.
2) Врачи-бактериологи и биологи должны уметь выполнять диагностическое исследование материала на холеру:
- проводить исследование материала от больных и умерших с подозрением на холеру, от лиц, подлежащих бактериологическому обследованию на холеру, проб воды из стационарных и других точек отбора и других объектов окружающей среды, предусмотренных действующими СП.
- идентифицировать выделенные культуры холерных вибрионов 01 и 0139 серогрупп по сокращенной и полной схеме с определением эпидзначимости холерных вибрионов по наличию генов ctxA и tcpA, гемолитической активности и чувствительности к фагам и ctx";
- определять антибиотикочувствительность выделенных культур;
- устанавливать таксономическую принадлежность холерных вибрионов не Ol/не 0139 серогрупп и других представителей рода Vibrio и семейства Vibrionaceae;
- вести необходимую документацию.
3) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны знать:
- правила работы с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности;
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, питательных сред, диагностических препаратов, реактивов;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- культуральные, морфологические и антигенные свойства холерных вибрионов, отношение вибрионов к углеводам в полиуглеводных средах;
- методы полной и сокращенной идентификации холерных вибрионов 01 и 0139 серогрупп;
- методы идентификации культур холерных вибрионов не 01/не 0139 серогрупп и других представителей рода Vibrio и семейства Vibrionaceae;
- методы определения качества питательных сред и ингибиторов роста посторонней микрофлоры.
4) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны уметь:
- готовить к работе необходимые питательные среды (приложение 4);
- готовить ингредиенты для окраски мазков по Граму;
- готовить разведения сывороток для постановки реакции слайд-агтлютинации и имму-нофлюоресценции (при наличии люминесцентного микроскопа);
- выполнять первичные посевы исследуемого материала и пересевы со сред обогащения;
- готовить мазки, фиксировать их, окрашивать по Граму, а также флюоресцирующими иммуноглобулинами;
- ставить пробу на индофенолоксидазу;
- проводить с подозрительными на холерный вибрион колониями реакцию слайд-агглютинации и объемную реакцию агглютинации с холерными сыворотками 01, R0 и 0139;
- ставить реакцию иммобилизации с холерными сыворотками;
- готовить отработанный материал для автоклавирования.
4. Требования к знаниям и умениям специалистов Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней 1-й групп патогенности, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, Референс-центра по мониторингу за холерой и Национального Центра верификации диагностической деятельности, выполняющих бактериологические исследования на холеру
1) Врачи-бактериологи и биологи должны знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за холерой;
- вопросы организации лабораторных исследований на холеру;
- требования биологической безопасности при работе с зараженным и подозрительным на заражение микроорганизмами II группы патогенности материалом;
- таксономию и классификацию представителей семейства Vibrionaceae;
- морфологические, культуральные, биохимические свойства холерных вибрионов;
- серологические методы изучения свойств холерных вибрионов;
- определение чувствительности к диагностическим фагам классическому и эльтор, к холерным фагам эльтор ctx^string(+) и ctx";
- методы определения эпидемической значимости холерных вибрионов;
- определение чувствительности к антибиотикам, химиопрепаратам и дезинфектантам;
- этапы лабораторного исследования на холеру, сроки выдачи ответов, правила и сроки передачи выделенных культур;
- требования к доставке материала, его хранению, регистрации, уничтожению, подготовке к передаче и транспортированию;
- этапы подготовительной работы (подготовку питательных сред для выделения и идентификации холерных вибрионов, диагностических препаратов, реактивов);
- методы серологической диагностики холеры у людей;
- критерии оценки качества питательных сред, используемых для диагностики холеры, ингибиторов посторонней микрофлоры;
- нормативные документы, используемые при проведении лабораторных исследований на холеру.
2) Врачи-бактериологи и биологи должны уметь:
- провести полное исследование по схеме лабораторной диагностики холеры материала от больных и умерших с подозрением на холеру, проб из объектов окружающей среды;
- идентифицировать выделенные культуры холерных вибрионов Ol и 0139 серогрупп по сокращенной и полной схеме;
- определить эпидемическую значимость культур;
- определить чувствительность к антибиотикам выделенных культур;
- провести серологическую диагностику материала от больных холерой, вибриононосителей и других контингентов - по эпидпоказаниям;
- установить таксономическую принадлежность холерных вибрионов не 01 /не 0139 серогрупп и других представителей рода Vibrio и семейства Vibrionaceae;
- осуществлять контроль качества питательных сред и ингибиторов посторонней микрофлоры;
- вести необходимую документацию.
3) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны
знать:
- морфологические, культуральные и основные биохимические свойства холерных вибрионов;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- методы полной и сокращенной идентификации холерных вибрионов 01 и 0139 серогрупп;
- методы идентификации культур холерных вибрионов не 01/не 0139 серогрупп и других представителей рода Vibrio и семейства Vibrionaceae;
- методы серологической диагностики холеры;
- правила работы с материалом, зараженным или подозрительным на заражение возбудителем холеры;
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, красок, питательных сред для выделения и идентификации холерных вибрионов, диагностических препаратов, реактивов);
- методы определения качества питательных сред и ингибиторов посторонней микрофлоры.
4) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны уметь:
- приготовить или подготовить к работе питательные среды для выделения и идентификации холерных вибрионов (приложение 4).
- приготовить основные ингредиенты для окраски мазков по Граму;
- приготовить реактивы для постановки пробы на оксидазу, выявления образования ацетилметилкарбинола, индола, сероводорода, нитратредуктазы, (3-галактозидазы;
- подготовить разведения сывороток для постановки слайд- и развернутой реакции агглютинации и иммунофлуоресценции;
- произвести первичные посевы и пересевы поступившего материала;
- сделать мазки, зафиксировать их и окрасить;
- поставить пробу на индофенолоксидазу;
- поставить слайд- и развернутую реакцию агглютинации с холерными сыворотками;
- поставить реакцию иммобилизации с холерными сыворотками.
- провести определение качества питательных сред и теллурита калия;
- подготовить отработанный материал для автоклавирования.
участвовать в:
- идентификации выделенной культуры по полной и сокращенной схеме;
- определении эпидемической значимости выделенной культуры по регламентированным для этих лабораторий тестам;
- определении антибиотикочувствительность выделенных культур;
- исследовании сывороток крови больных холерой и вибриононосителей в системе серологических реакций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.