город Москва |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А40-242173/16-72-2068 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ТНС энерго Воронеж": Матюшкина А.М. (дов. N 250/12 от 20.12.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Танащук Е.В. (дов. N АД/7999/18 от 08.02.2018 г.), Овсянниковой М.В. (дов. N ИА/70045/17 от 11.10.2017 г.);
от третьего лица Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области: не явились, извещены;
рассмотрев 14 марта 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФАС России
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Чеботаревой И.А., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-242173/16-72-2068
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" (ОГРН 1043600070458; 394029, г. Воронеж, ул. Меркулова, д. 7а)
к Федеральной антимонопольной службе (125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11)
о признании недействительным приказа,
третье лицо: Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области,
УСТАНОВИЛ: приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 декабря 2015 г. N 66/9 публичному акционерному обществу "ТНС энерго Воронеж" (далее - ПАО "ТНС энерго Воронеж", общество, заявитель) установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Воронежской области на 2016 год (далее - приказ N 66/9).
По результатам рассмотрения заключения по материалам, представленным для расчета сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ПАО "ТНС энерго Воронеж" на 2016 г., а также выписки из протокола заседания Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 декабря 2015 г. N 66, ФАС России были выявлены нарушения законодательства в обрасти государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
29 ноября 2016 г. ФАС России издан приказ N 1679/16 "Об отмене приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 декабря 2015 г. N 66/9 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО "ТНС энерго Воронеж" на 2016 год", которым:
1) Управление признано нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, обоснованность которых не подтверждена;
2) с 01 декабря 2016 года приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 декабря 2015 г. N 66/9 отменен;
3) Управлению предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01 декабря 2016 года решение об установлении сбытовых надбавок для ПАО "ТНС энерго Воронеж", с учетом исключения из расчета экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов ПАО "ТНС энерго Воронеж";
4) представить в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 приказа решений об установлении цен (тарифов) в ФАС России копии решения Управления об установлении сбытовых надбавок, выписки из протоколов заседания Правления Управления, на которых принимались вышеуказанные решения; экспертных заключений Управления по результатам установления сбытовых надбавок для ПАО "ТНС энерго Воронеж" в соответствии с пунктом 3 приказа.
Не согласившись с указанным приказом, ПАО "ТНС энерго Воронеж" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 г. решение суда первой инстанции от 04 апреля 2017 г. отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ФАС России просит об отмене принятого по делу судебного акта, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "ТНС энерго Воронеж" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ПАО "ТНС энерго Воронеж" возражал против ее удовлетворения.
Представитель Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) одним из общих принципов организации экономических отношений и одной из основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В предмет государственного регулирования цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии включаются также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике.
Размер сбытовых надбавок согласно пунктам 8, 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования цен), устанавливается регулирующим органом, при этом регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение, подготовленное по результатам проведенной экспертизы, приобщается к делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования цен экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 1), анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов (пункт 4), а также анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования и Правилами регулирования цен, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 г. N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти), ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Из пункта 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти следует, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 настоящих Правил либо по заявлению заинтересованного лица.
При этом материалы, подтверждающие наличие нарушений, выраженных в принятии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решений с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, должны быть получены одним из способов федерального государственного контроля.
В силу части 1 статьи 29.2 Закона об электроэнергетике государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)) установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 (далее - Положение N 543).
Согласно пункту 4 Положения N 543 государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также федеральными законами "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике", настоящим Положением и актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), определенных настоящим Положением.
Пунктом 5 Положения N 543 предусмотрено, что государственный контроль (надзор) осуществляется посредством: а) проверок, в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) - при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); г) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 543 предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) является: в) в электроэнергетике - соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления деятельности требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, применения платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в электроэнергетике, а также соблюдения стандартов раскрытия информации в электроэнергетике.
В ходе проверок подконтрольных субъектов: а) запрашиваются необходимые объяснения, документы и материалы по вопросам, составляющим предмет проверки; б) рассматриваются документы, характеризующие деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; в) проводится экспертиза документов, характеризующих деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; г) проводится обследование объектов, связанных с предметом проверки.
По результатам проверки составляется акт проверки по установленной форме в 2 экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных экспертиз, объяснения работников подконтрольного субъекта, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 18).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что приказ антимонопольного органа не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с досрочной отменой сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии (до истечения периода регулирования) и предписанием регулирующему органу установить с 01 декабря 2016 г. новые сбытовые надбавки с учетом исключения расходов, которые ФАС России квалифицировала как экономически необоснованные.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что ФАС России не проводила проверку в соответствии с установленным порядком, ограничившись оценкой обоснованности тарифов на основании экспертного заключения Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, акт проверки, в котором должны быть зафиксированы нарушения в случае их выявления, ФАС России не составлялся, чем нарушены требования Положения N 543.
Судом апелляционной инстанции также указано, что ФАС России не представлено обосновывающих доводов и доказательств принятия приказа N 66/9 с превышением полномочий.
Отклоняя довод ФАС России со ссылкой на Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 14-АПГ17-2, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из тех обстоятельств, что указанный судебный акт касается иных обстоятельств и оснований для оспаривания.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении настоящего спора судом кассационной инстанции учтена правовая позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 22 февраля 2018 г. N 305-КГ17-20593.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 г. по делу N А40-242173/16-72-2068 оставить без изменения, кассационную жалобу ФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.