город Москва |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А41-21581/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Литенков Ю.Б., доверенность от 30.07.2015;
от заинтересованного лица: Подобед И.В., доверенность от 09.01.2018;
от третьего лица: Онипко Л.Д., доверенность от 09.01.2018; Терентьева Е.В., доверенность от 10.01.2018;
рассмотрев 28 марта 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - ООО "Гранд" на решение от 01 сентября 2017 года Арбитражного суда Московской области, принятое судьей Голубковым П.А., на постановление от 17 ноября 2017 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Марченковой Н.В., Боровиковой С.В., Диаковской Н.В., по делу N А41-21581/17
по заявлению ООО "Гранд"
об оспаривании бездействия
к МТДИ Московской области,
третье лицо: ГУП МО "МОСТРАНСАВТО",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Гранд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к МТДИ Московской области (с учетом процессуального правопреемства) (далее - Министерство, административный орган) с требованием признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в невключении ООО "Гранд" в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области от 05.05.2016 и в невыдаче обществу карт маршрутов N N 21, 22, 26.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУП МО "МОСТРАНСАВТО".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Гранд" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом от 20.03.2014 N АСС-50-616550.
Между обществом и Министерством заключен договор N МТ-Д/07-215 на выполнение коммерческих пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения от 19.12.2007, со сроком действия до 19.12.2017 по маршрутам регулярного сообщения: - по маршруту N 21 "Орехово-Зуево - Ликино-Дулево", (реестровый номер 918); - по маршруту N 22 "Орехово-Зуево - Куровское", (реестровый номер 920); - по маршруту N 26 "Орехово-Зуево - Дрезна", (реестровый номер 923).
Суды установили, что общество имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом.
С 14.07.2015 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Основываясь на переходных положениях статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, общество обращалось в Министерство с просьбой о выдаче маршрутных карт на маршруты NN 21, 22, 26, которые обществу выданы не были.
Полагая бездействие Министерства незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений частей 4, 5 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из нижеследующего.
С 14.07.2015 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон N 220-ФЗ, регулирующий отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
На территории Московской области до вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ действовал Закон Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (в редакции по состоянию на 14.07.2015), предусматривавший допуск перевозчика к осуществлению регулярных перевозок путем заключения договора между уполномоченным органом и перевозчиком (статьи 15, 18 - 22 указанного Закона Московской области).
Федеральный закон N 220-ФЗ иным образом регулирует допуск перевозчиков к оказанию услуг по перевозке на регулярных маршрутах, а именно - путем выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту и маршрутных карт.
С учетом ранее действовавшего правового регулирования, Федеральным законом N 220-ФЗ установлены переходные положения для регулирования прав и обязанностей перевозчиков.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (14.07.2015) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры. Обязанности министерства по включению сведений в Реестр, предшествует обязанность перевозчика сведения, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ, представить в уполномоченный орган.
С учетом положений частей 2 и 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ министерство в установленные сроки с учетом представленных перевозчиками сведений формирует Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области и выдает отраженным в нем перевозчикам карты маршрутов. Основанием для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Московской области до вступления в силу положений Федерального закона N 220-ФЗ являлся договор на выполнение пассажирских перевозок по соответствующим маршрутам перевозок.
Федеральный закон опубликован (размещен) на "Официальном интернет-портале правовой информации" по адресу http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015 и опубликован в "Российской газете" 17.07.2015 N 156.
Следовательно, сведения о маршрутах регулярных перевозок в уполномоченный орган заявитель обязан был представить не позднее 12.08.2015.
Суды установили, что в материалы дела обществом представлены доказательства направления сведений для включения в реестры маршрутов регулярных перевозок, направленные 03.09.2015 электронным письмом на электронный почтовый адрес Ахохова А.А. (AhohovAA@mosreg.ru) (т. 1, л.д. 28).
Суд апелляционной инстанции отметил, что в судебном заседании апелляционной инстанции, представитель Министерства заявил о том, что такой адрес электронной почты не является надлежащим обращением в адрес заинтересованного лица, сведениями о принадлежности такого адреса Министерству, представитель заинтересованного лица не располагает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
При этом заявителем не представлено доказательств, что Ахохов А.А. является полномочным лицом по получению корреспонденции, в том числе поданной в электронном виде от имени заинтересованного лица.
Суды констатировали, что доказательств того, что адрес электронной почты - AhohovAA@mosreg.ru является официальным адресом электронной почты заинтересованного лица, заявителем также не представлено.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае материалами дела не подтверждается исполнение перевозчиком возложенной на него обязанности предоставить сведения о маршрутах регулярных перевозок как в течение 30 дней, так и в течении 180 дней, в связи с чем, соответствующая обязанность Министерства предусмотренная частями 2 и 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ по отношению к конкретному перевозчику не возникла.
Довод заявителя со ссылкой на правовую позицию, отраженную в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 11.11.2016 по делу N А12-9573/16 обоснованно отклонен апелляционным судом, исходя из следующего. Так Арбитражный суд Поволжского округа указал на ошибочный вывод нижестоящих судов о пресекательном характере, установленного Федеральным законом N 220-ФЗ срока подачи сведений в адрес уполномоченного органа, однако, в рамках рассмотрения настоящего заявления, доказательств обращения в уполномоченный орган заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2017 года по делу N А41-21581/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Гранд" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.