Методическое письмо подготовлено сотрудниками Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России В.И. Широковой, О.С. Филипповым, Ю.Е. Тереховой и главным внештатным специалистом Минздравсоцразвития России по акушерству и гинекологии Л.В. Адамян.
Область применения.
Создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является одним из новых направлений приоритетного национального проекта "Здоровье", реализация которого должна быть предусмотрена в ходе выполнения региональных программ модернизации здравоохранения.
Работа центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее - центр) по обеспечению медицинской и социально-психологической помощи женщинам в случаях нежеланной беременности, является важным компонентом комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов в Российской Федерации.
Другим, не менее важным аспектом работы центров является предупреждение отказов от новорожденных в акушерских стационарах.
Создание центров будет способствовать снижению общего числа абортов, сохранению репродуктивного здоровья женщин в Российской Федерации и увеличению числа родившихся детей, а также предупреждать отказ от новорожденных в акушерских стационарах. В дальнейшем, одним из направлений работы центров может быть развитие "пренатального усыновления".
Методическое письмо предназначено для руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главных врачей перинатальных центров, центров планирования семьи, родильных домов, а также специалистов, участвующих в оказании медико-социальной помощи женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Общие положения.
Центр является структурным подразделением учреждений охраны материнства и детства субъекта Российской Федерации.
Центр организуется, реорганизуется и ликвидируется руководителем учреждения, на базе которого располагается.
Финансирование центра осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации.
Для размещения центра в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач центра.
Центр, штатное расписание центра утверждается руководителем учреждения здравоохранения, на базе которого он функционирует в пределах установленного фонда оплаты труда.
Ответственность за соблюдение анонимности прав и свобод женщин, обратившихся в центр, несет как руководство, так и каждый сотрудник центра в рамках действующего законодательства.
Цель, задачи и основные направления деятельности центра
Целью создания центра является организация и координация работы кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций в субъектах Российской Федерации в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2007 г. N 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях", а также деятельности специалистов по социальной работе и психологов акушерских стационаров.
Для достижения поставленной цели центры осуществляют свою деятельность на межведомственной основе путем взаимодействия органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты с привлечением общественных организаций (объединений) негосударственных фондов, традиционных конфессий по реализации медико-социальных, психологических и юридических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая превентивные меры по предупреждению абортов и отказов от новорожденных в роддомах.
Схема межведомственного взаимодействия центров.
Первостепенными задачами центров являются:
/--------------\ /-----------------\
/-----------------\ | Центр медико-| | Органы |
|Органы управления| | социальной | |социальной защиты|
|здравоохранением | | поддержки | | населения |
| субъектов |-------------| женщин, |-----------| субъектов |
| Российской | |оказавшихся в | | Российской |
| Федерации | | трудной | | Федерации |
\-----------------/ | жизненной | \-----------------/
/----------| ситуации |--------\
| \--------------/ |
| | |
/-------------\ | | | /-----------------\
| Общественные| | | | |Негосударственные|
| организации |-------/ | \---| фонды, |
|(объединения)| | |представительства|
\-------------/ | | традиционных |
| | конфессий |
| \-----------------/
|
/--------------------------------------------\
| Кабинеты медико-социальной помощи женских |
|консультаций, психологи/медицинские психологи|
|и специалисты по социальной работе акушерских|
| стационаров |
\---------------------------------------------/
разработка методических рекомендаций для специалистов по социальной работе и психологов женских консультаций и акушерских стационаров;
проведение тренингов со специалистами кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций;
организация "телефонов доверия";
разработка сайта в сети Интернет, пропагандирующего ответственное родительство и позиционирующего результаты работы центра;
оказание содействия в предоставлении временного приюта в учреждениях социальной защиты (а также, в приютах, созданных общественными и религиозными объединениями и др.), организации патронажа женщин, нуждающихся в медико-социальной помощи, реабилитации и поддержке;
анализ деятельности кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций на основе предоставленных отчетов.
Центр также может самостоятельно оказывать медико-социальные услуги следующим категориям женщин:
подвергшимся психофизическому насилию;
потерявшим родных и близких (вдовы);
имеющим детей - инвалидов;
женщинам - инвалидам;
одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;
несовершеннолетним матерям;
несовершеннолетним и одиноким женщинам из неполных семей;
находящимся в предразводной и послеразводной ситуации;
находящимся в конфликте с семьей.
В вышеперечисленных случаях основной задачей центра является создание необходимых условий для обеспечения максимально полной медико-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье; привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.
Совместно с кабинетами медико-социальной помощи женских консультаций, а также со специалистами по социальной работе и психологами акушерских стационаров центры осуществляют мероприятия по выявлению женщин "групп риска" по отказу от ребенка после родов, организуют консультирование по вопросам социальной защиты женщин разового или постоянного характера, участвуют в формировании у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшего воспитания ребенка; организуют группы психологической поддержки женщин в период беременности с привлечением врачей-психотерапевтов
Примерное штатное расписание центра*
Руководитель |
1 должность |
Специалист по социальной работе |
1 должность |
Юрисконсульт |
1 должность |
Психолог |
1 должность |
Психотерапевт |
1 должность |
Психолог-психотерапевт "телефона доверия" |
1 должность |
Медицинская сестра |
1 должность |
Инструктор по труду |
1 должность |
Специалист по it - технологиям |
1 должность |
_____________________________
* на усмотрение субъекта Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методическое письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 августа 2011 г. N 15-0/10/2-8347 "О создании центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации"
Текст письма официально опубликован не был