город Москва |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А41-54290/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от истца (заявителя) Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Рузского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от третьих лиц Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьих лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от третьих лиц ТУ Росимущества в Московской области не явились, извещены;
рассмотрев 16 мая 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2017 г.,
принятое судьей Семеновой А.Б.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2018 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-54290/17
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1), Федерального агентства лесного хозяйства (115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19)
к Администрации Рузского городского округа Московской области (143103, Московская область, Рузский район, г. Руза, ул. Солнцева, д. 11)
об истребовании из незаконного владения земельного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ: 08 августа 2016 г. при патрулировании должностным лицом Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) в рамках рассмотрения обращения граждан вблизи д. Аннино Рузского района Московской области установлено, что в квартале 120 выделе 11 Звенигородского сельского участкового лесничества проведены работы по устройству котлована на площади около 4,00 га для устройства полигона твердых бытовых отходов.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050304:373 и границ земель лесного фонда комитетом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050304:373, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, сельское поселение Колюбакинское, вблизи с.Аннино, накладывается на земли лесного фонда в квартале 120 выделе 11 Звенигородского сельского участкового лесничества, площадь наложения составляет 50 054,92 кв.м.
Наложение земельных участков на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства Московской области осуществлено при помощи Региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области (далее - РГИС МО).
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, Комитет лесного хозяйства Московской области направил в адрес Администрации Рузского городского округа Московской области (далее - Администрация, ответчик) претензию N 55-П от 28 февраля 2017 г., в которой предложил осуществить возврат вышеуказанного земельного участка и аннулировать сведения ЕГРН о земельном участке.
Поскольку указанная претензия была оставлена без удовлетворения, Комитет лесного хозяйства Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Рузского городского округа Московской области об истребовании из незаконного владения ответчика земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050304:373 в части пересечения с землями лесного фонда в координатах, приведенных в иске, а также об исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050304:373, расположенном по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, сельское поселение Колюбакинское, вблизи с. Аннино, площадь 50 000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - полигон для размещения твердых бытовых отходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2018 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 г., признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 названного закона в случае, если до 01 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Одним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Согласно пункту 36 указанного постановления в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Пунктом 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды указали на отсутствие доказательств, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
При этом судами установлено, что постановлением Главы Рузского муниципального района Московской области от 25 июня 2007 г. N 1182 МУП "Рузский районный специализированный комбинат" предварительно согласовано место размещения земельного участка площадью 50 000 кв.м под полигон для твердых бытовых отходов, вблизи деревни Аннино, сельского поселения Колюбакинское, Рузского муниципального района Московской области, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Утвержден проект границ земельного участка.
На основании указанного постановления был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050304:373 площадью 50 000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - полигон для размещения твердых бытовых отходов.
25 мая 2010 г. между Администрацией Рузского муниципального района Московской области и МУП "Рузский районный специализированный комбинат" был заключен договор N 10 аренды земельного участка КН 50:19:0050304:373, сроком действия до 24 марта 2020 г.
Суды отклонили доводы Комитета со ссылкой на акт осмотра территории, поскольку он не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт пересечения земель лесного фонда со спорным земельным участком, учитывая, что он составлен в одностороннем порядке и не подтверждает того обстоятельства, что на момент возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок, часть данного земельного участка уже относилась к землям лесного фонда.
Относительно данных, содержащихся в РГИС МО, суды указали на то, что сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Доказательства межевания границ участка лесного участка в квартале 120 выдела 11 Звенигородского сельского участкового лесничества постановки на кадастровый учет лесного участка и установления границ данного участка на местности истцом в материалы дела не представлены.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2018 г. по делу N А41-54290/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2018 г. N Ф05-6191/18 по делу N А41-54290/2017