город Москва |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А40-180234/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Земляков Г.С., доверенность от 19.09.2017; Мандриков И.А., доверенность от 14.08.2017; Цалис Е.С., доверенность от 14.08.2017;
от заинтересованного лица: Ратьков И.В., доверенность от 27.10.2016;
от третьих лиц: от Ассоциации "НП Совет рынка": Провоторова К.А., доверенность от 29.12.2017; от ПАО "МРСК Центра и Приволжья": Ворожбит Е.Ю., доверенность от 01.06.2018;
рассмотрев 07 июня 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ПАО "Владимирэнергосбыт"
на решение от 23 ноября 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление от 27 февраля 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Свиридовым В.А., Красновой Т.Б.,
по делу N А40-180234/17
по заявлению ПАО "Владимирэнергосбыт"
об отмене приказа
к Минэнерго России,
третьи лица: Ассоциация "НП Совет рынка", ПАО "МРСК Центра и Приволжья",
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Владимирэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минэнерго России о признании незаконным приказа от 23.06.2017 N 550.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ассоциация "НП Совет рынка" (далее - Ассоциация) и ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "Владимирэнергосбыт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ПАО "Владимирэнергосбыт" имело статус субъекта оптового рынка.
Наблюдательный совет Ассоциации "НП Совет рынка" установил в деятельности общества нарушения пункта 37 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила N 1172), пункта 5.1.1.1 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, а также пункта 36.1 статьи 36 Положения о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности, что отражено в протоколе от 22.06.2017 N 14/2017.
Ассоциация уведомила Минэнерго России письмом от 22.06.2017 N СР-02/17-2786 о лишении общества статуса субъекта оптового рынка, исключении из реестра субъектов оптового рынка и прекращении поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке по ГТП PVLADIME (ОАО "Владимирэнергосбыт").
Ассоциация письмом от 22.06.2017 N СР-02/17-2803 направила в Минэнерго России информацию о территориальной сетевой организации - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", которой 23.01.2013 присвоен статус субъекта оптового рынка, и объекты электросетевого хозяйства которой располагаются на территории Владимирской области, в границах которой располагается зона деятельности гарантирующего поставщика ПАО "Владимирэнергосбыт".
ФАС России письмом от 22.06.2017 направила в адрес Минэнерго России выписку N 746 из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности данные о заменяемом гарантирующем поставщике - ПАО "Владимирэнергосбыт".
23.06.2017 Минэнерго России на основании полученных документов издало приказ N 550 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации" (далее - Приказ N 550), которым статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО "Владимирэнергосбыт" присвоен ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Не согласившись с Приказом N 550, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике, Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют участие в процедуре назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности, а также утверждение в случаях и в порядке, которые установлены основными положениями функционирования розничных рынков, результатов назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 37 Закона об электроэнергетике, основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматриваются, среди прочего, порядок присвоения организации статуса гарантирующего поставщика, а также определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения).
В силу пункта 202 Основных положений, принятие в соответствии с Правилами N 1172 решения об исключении организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, из реестра субъектов оптового рынка и (или) о прекращении в соответствии с Правилами оптового рынка поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении такой организации в группе (группах) точек поставки, соответствующей зоне ее деятельности на розничном рынке в качестве гарантирующего поставщика, является основанием для присвоения уполномоченным федеральным органом статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации в соответствии с пунктом 205 настоящего документа.
Согласно пункту 205 Основных положений, решением уполномоченного федерального органа статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой располагаются на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в чьих границах располагается зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика, и которой в целях осуществления функций гарантирующего поставщика присвоен статус субъекта оптового рынка.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 33 Закона об электроэнергетике, функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивает, в том числе, совет рынка, являющийся некоммерческой организацией, которая образована в организационно-правовой форме ассоциации (союза) в виде некоммерческого партнерства.
Согласно пункту 3 статьи 33 Закона об электроэнергетике, Ассоциация "НП Совет рынка" объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и осуществляет, в том числе, следующие функции: установление системы и порядка применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, в том числе исключение из их состава; осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью; определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка.
В силу указанной нормы Закона порядок работы Наблюдательного совета Ассоциации и порядок принятия им решений устанавливаются уставом Ассоциации в соответствии с установленными Законом об электроэнергетике особенностями.
Одним из базовых принципов организации оптового рынка является принцип взаимодействия его субъектов на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины (пункт 2 статьи 30 Закона об электроэнергетике).
Принцип безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины на оптовом рынке на практике реализуется посредством: установления в Правилах N 1172 в качестве основания для лишения статуса субъекта оптового рынка неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии, мощности за 2 расчетных периода по соответствующим договорам (пункт 37 Правил N 1172); установления в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка мер гражданско-правовой ответственности в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по оплате на оптовом рынке (неустойка, штраф); наличия на оптовом рынке системы контроля за соблюдением участниками оптового рынка Правил N 1172 и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - договор о присоединении); централизованного осуществления финансовых расчетов на оптовом рынке.
Пунктом 6 статьи 35 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что в соответствии с правилами оптового рынка по решению совета рынка в случае неоднократного нарушения правил оптового рынка и (или) несоблюдения требований договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также в случае несоответствия установленным настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка требованиям субъект оптового рынка - участник обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке может быть лишен такого статуса.
Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Уставом Ассоциации, а также положением о Наблюдательном совете Ассоциации предусмотрено, что принятие решения о лишении члена Ассоциации статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии относится к исключительной компетенции Наблюдательного совета Ассоциации (подпункт 42 пункта 8.1 устава, подпункт 2.2.45 положения о Наблюдательном совете Ассоциации "НП Совет рынка").
В соответствии с ранее указанными нормами Закона об электроэнергетике, пунктом 202 Основных положений, Минэнерго России определено федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решение о присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации.
В силу пункта 9 Основных правил, организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика до присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации в порядке, определенном в разделе XI настоящего документа.
Согласно пункту 199 Основных положений, замена гарантирующего поставщика осуществляется решением уполномоченного федерального органа или решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в случае наступления обстоятельств, предусмотренных в настоящем разделе.
Организация утрачивает статус гарантирующего поставщика со дня присвоения этого статуса в соответствующей зоне деятельности другой организации в установленном настоящим документом порядке, за исключением случая утраты статуса гарантирующего поставщика организацией, указанной в абзаце шестом пункта 198 настоящего документа, в соответствии с абзацами девятым - одиннадцатым пункта 202 настоящего документа.
Так как в Минэнерго России из Ассоциации НП "Совет рынка" поступили документы о лишении общества статуса субъекта оптового рынка, исключении из реестра субъектов оптового рынка и прекращении поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке по ГТП PVLADIME (ОАО "Владимирэнергосбыт") и замене общества на ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Минэнерго России издан оспариваемый Приказ N 550.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для отказа в издании указанного Приказа у Минэнерго России не имелось.
Доводы заявителя о том, что решение Наблюдательного совета Ассоциации от 22.06.2017 о лишении общества статуса субъекта оптового рынка является незаконным, поскольку нарушение, за которое общество было лишено статуса субъекта оптового рынка, было совершено им впервые, решение Наблюдательного совета Ассоциации принято без учета объяснений ПАО "Владимирэнергосбыт", с нарушением претензионного характера привлечения к ответственности, были предметом рассмотрения судов, и правомерно отклонены судами как не имеющие правового значения для рассматриваемого спора, исходя из следующего.
Пунктом 202 Основных положений предусмотрены правовые основания утраты гарантирующим поставщиком своего статуса, в числе которых исключение его из реестра субъектов оптового рынка.
Предметом спора является Приказ N 550, изданный при наступлении обстоятельства, предусмотренного пунктом 202 Основных правил, а именно, в связи с принятием решения Наблюдательного совета Ассоциации от 22.06.2017 N 14/2017.
При этом принятие решения о лишении члена Ассоциации статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии относится к исключительной компетенции Наблюдательного совета Ассоциации.
Из совокупного толкования вышеприведенных норм действующего законодательства об электроэнергетике не следует, что на уполномоченный федеральный орган, в настоящем случае на Минэнерго России, возложена обязанность по проверке правомерности принятого решения Наблюдательного совета Ассоциации о лишении статуса субъекта оптового рынка, в том числе в части процедуры его принятия.
Общество реализовало свое право на обжалование решения Наблюдательного совета Ассоциации "НП Совет рынка" от 22.06.2017 N 14/2017 в судебном порядке в рамках арбитражного дела N А40-128953/17.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что факт присвоения статуса гарантирующего поставщика какому-либо хозяйствующему субъекту в связи с лишением общества статуса субъекта оптового рынка само по себе не нарушает права и законные интересы ПАО "Владимирэнергосбыт".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2018 года по делу N А40-180234/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Владимирэнергосбыт" - без удовлетворения.
Взыскать с ПАО "Владимирэнергосбыт" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организация утрачивает статус гарантирующего поставщика со дня присвоения этого статуса в соответствующей зоне деятельности другой организации в установленном настоящим документом порядке, за исключением случая утраты статуса гарантирующего поставщика организацией, указанной в абзаце шестом пункта 198 настоящего документа, в соответствии с абзацами девятым - одиннадцатым пункта 202 настоящего документа.
Так как в Минэнерго России из Ассоциации НП "Совет рынка" поступили документы о лишении общества статуса субъекта оптового рынка, исключении из реестра субъектов оптового рынка и прекращении поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке по ГТП PVLADIME (ОАО "Владимирэнергосбыт") и замене общества на ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Минэнерго России издан оспариваемый Приказ N 550.
...
Предметом спора является Приказ N 550, изданный при наступлении обстоятельства, предусмотренного пунктом 202 Основных правил, а именно, в связи с принятием решения Наблюдательного совета Ассоциации от 22.06.2017 N 14/2017."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 июня 2018 г. N Ф05-8275/18 по делу N А40-180234/2017