город Москва |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А40-190241/17-72-1512 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГАОУ ВО "МФТИ": Марецкой Н.Е. (дов. N 4 от 12.01.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) УФК по г. Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 05 июля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2017 г.,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2018 г.,
принятое судьями Суминой О.С., Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-190241/17-72-1512
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Московский физико-технический институт (государственный университет)"
к Управлению Федерального казначейства по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ: Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) утверждено государственное задание N 7 на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Московский физико-технический институт (государственный университет)" (далее - ФГАОУ ВО "Московский физико-технический институт (государственный университет)", МФТИ, заявитель, учреждение), в том числе на выполнение работ "Организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики" (раздел 3), согласно которому одним из показателей, характеризующих объемы работ, указан показатель качества работы "Модернизация научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса" с количеством мероприятий в 2016 году - 1 единица (уникальный номер реестровой записи 771053913577100100111Г6 7100000000000001100101).
В целях финансового обеспечения выполнения государственного задания между Минобрнауки и МФТИ заключено соглашение от 11 января 2016 г. N 16.1.18.0995.01 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) (далее - соглашение).
Неотъемлемой частью соглашения является график перечисления субсидий учреждению на сумму доведенного государственного задания.
В соответствии с принятыми обязательствами Минобрнауки по соглашению в течение 2016 года перечислило субсидии на лицевой счет учреждения.
Согласно распоряжению Минобрнауки России от 22 августа 2016 г. N Р-419 "О включении в государственное задание на 2016 год МФТИ работы по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики (в целях модернизации научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса) и установлении объема ее финансового обеспечения" МФТИ выделена дополнительная субсидия в объеме 400 000,00 тыс. рублей на финансовое обеспечение выполнения государственного задания "Модернизация научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса".
В силу пункта 2.3.1 соглашения одним из условий предоставления учреждению субсидии является обязанность оказывать услуги (выполнять работы) физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с государственным заданием.
В целях выполнения государственного задания в период с августа 2016 года по декабрь 2016 года МФТИ заключено 28 договоров, часть из которых находятся на исполнении, завершение работ по ним предусмотрено в 2017 году, а также оплачено 6 счетов - договоров на покупку мебели.
Постановлением Зюзинского межрайонного прокурора г. Москвы от 09 августа 2017 г. в отношении ФГАОУ ВО "Московский физико-технический институт (государственный университет)" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ и материалы дела переданы для рассмотрения в Управление Федерального казначейства по г. Москве.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Управление Федерального казначейства по г. Москве (далее - УФК по г. Москве, административный орган) пришло к выводу, что выполненные работы не соответствуют целям государственного задания, что свидетельствует о нарушении заявителем требований пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 44 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, пункта 2.3.1 Соглашения от 11 января 2016 г. N 16.1.18.0995.01 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, а также положений распоряжения Минобрнауки России от 22 августа 2016 г. N Р-419.
Постановлением УФК по г. Москве от 25 сентября 2017 г. по делу об административном правонарушении N 73-35-12/23301-2 ФГАОУ ВО "Московский физико-технический институт (государственный университет)" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2% от суммы полученной субсидии на модернизацию инженерно-технической и социальной инфраструктуры, аудиторно-лабораторного фонда и учебно-лабораторных корпусов, что составляет 8 000 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, ФГАОУ ВО "Московский физико-технический институт (государственный университет)" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федерального казначейства по городу Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФК по г. Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГАОУ ВО "Московский физико-технический институт (государственный университет)" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель УФК по г. Москве в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (пункт 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 данного Закона деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 5 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 4 Закона об автономных учреждениях, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение).
Согласно пункту 39 Положения финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии (пункт 39 Положения).
В силу пункта 44 Положения предоставление федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с федеральным бюджетным или автономным учреждением. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Действия, связанные с нарушением юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ФГАОУ ВО "Московский физико-технический институт (государственный университет)" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
При этом судами установлено, что в соответствии с распоряжением Минобрнауки России от 22 августа 2016 г. N Р-419, которым заявителю выделена дополнительная субсидия в объеме 400 000,00 тыс. руб. на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, объем финансового обеспечения выполнения работы учреждению был установлен на основании финансово-экономического обоснования, представленного Департаментом - управления сетью подведомственных организации Минобрнауки России.
Данное финансово-экономическое обоснование было составлено на основании заявки, которую заявитель направил в Министерство 17 августа 2016 г. за исх. N 105-06/3232.
В указанной заявке указано следующее:
- Краткое описание: Ремонт, восстановление, и модернизация инженерно-технической, социальной инфраструктуры института.
- Цели: Повышение эффективности и обеспечение высокого качества при осуществлении научно-исследовательской работы и учебного процесса; обеспечение безопасной эксплуатации объектов, создание условий для комфортных условий учебы и быта сотрудников и профессорско-преподавательского состава.
- Задачи: Создание современной безопасной и энергоэффективной инженерно-технической инфраструктуры обеспечивающей эффективное функционирование научно-образовательного комплекса, создание комфортных условий для осуществления научно-исследовательской работы и учебного процесса.
- Наименование конкретных мероприятий, которые планируется выполнить за счет запрашиваемого финансового обеспечения. Краткое описание мероприятий: "Выполнение ремонтных работ. Выполнение предписания надзорных органов".
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу, что Минобрнауки России в качестве основания для выделения дополнительной субсидии были одобрены именно вышеуказанные конкретные мероприятия, которые и были признаны направленными на модернизацию научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса.
Судами также принято во внимание, что соответствующие отчеты об использовании средств, представленных в качестве субсидии, направлялись в Министерство, замечаний от Министерства по порядку использования денежных средств не поступало.
Административным органом не указано, какие конкретно выполненные работы по ремонту, восстановлению и модернизация инженерно-технической и социальной инфраструктуры, аудиторно-лабораторного фонда и учебно-лабораторных корпусов, и на какие суммы не соответствуют целям государственного задания.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2018 г. по делу N А40-190241/17-72-1512 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.