г. Москва |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А40-126936/2017-153-954 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "УК "Капитал-Траст-Инвест", Д.У. ЗПИРФ "Казанский рентный инвестиционный фонд": Казариновой Е.С. (дов. N 1/18 от 01.01.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Путенко М.В. (дов. N 33-Д-1293/17 от 27.12.2017 г.);
рассмотрев 12 июля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "УК "Капитал-Траст-Инвест", Д.У. закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "Казанский рентный инвестиционный фонд"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2017 г.,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Бекетовой И.В., Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-126936/2017-153-954
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капитал-Траст-Инвест" (ОГРН 1071690075930; 420029, г. Казань, ул. Сибирский тракт, д. 34, корп. 5)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 125009, г. Москва, Газетный переулок, д. 1/12)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: 11 февраля 2015 г. между Департаментом городского имущества города Москвы и закрытым акционерным обществом "Управляющая компания "АС Менеджмент" Доверительный управляющий закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "Казанский рентный инвестиционный фонда" был заключен договор аренды земельного участка N М-07-046307, предметом которого является земельный участок площадью 1 960 кв.м из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:07:0019001:1006, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. 3-я Мякинская, д. 32А, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации жилых домов.
Указанный договор заключен сроком до 14 февраля 2023 г. (пункт 2.1 договора).
На основании договора от 03 октября 2016 г. произведена передача прав и обязанностей по договору доверительного управления от закрытого акционерного общества "Управляющая компания "АС Менеджмент" Доверительный управляющий закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "Казанский рентный инвестиционный фонда" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "капитал-Траст-Инвест" (далее - ООО "УК "Капитал-Траст-Инвест", Д.У. ЗПИРФ "Казанский рентный инвестиционный фонд", общество, заявитель).
В этой связи общество обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) за оказанием государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в части изменений данных об арендаторе (заявление от 27 марта 2017 г. N 0002065).
Письмом от 26 апреля 2017 г. за N 33-5-47611/17-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 2.10.1.8 Административного регламента.
В обоснование своего отказа Департамент указал, что в результате проведенного обследования Госинспекцией по недвижимости составлены акты о подтверждении факта наличия незаконно размещенных объектов и рапорты о результаты планового (рейдового) обследования от 12 апреля 2017 г. N N 9073884, 9073884/2, 9073884/3.
Считая свои права нарушенными, ООО "УК "Капитал-Траст-Инвест", Д.У. ЗПИРФ "Казанский рентный инвестиционный фонд" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным указанного решения и обязании Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем оказания обществу с государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" и выдать дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N М-07-046307 от 11 февраля 2015 г. в части изменения стороны (арендатора) по указанному договору.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "УК "Капитал-Траст-Инвест", Д.У. ЗПИРФ "Казанский рентный инвестиционный фонд" просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку в данном случае спорные правоотношения не связаны с предоставлением земельного участка, а направлены на внесение изменений в уже заключенный договор аренды.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "УК "Капитал-Траст-Инвест", Д.У. ЗПИРФ "Казанский рентный инвестиционный фонд" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, применив положения части 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", пункта 2.10.1.8 Административного регламента, исходили из тех обстоятельств, что в рамках Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного размещения объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП, Департаментом получены акты и рапорты о результатах планового (рейдового) обследования от 12 апреля 2017 г. N 9073884, 9073884/2, 9073884/3, в соответствии с которыми в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0019001:1006 по адресу: г. Москва, ул. 3-я Мякининская, дом 32А, был установлен факт незаконного размещения объектов: одноэтажное жилое здание с КД 77:07:0019001:1398, площадью 219,6 кв. м (акт ГИН от 12 апреля 2017 г. N 9073884); одноэтажное жилое здание с КД 77:07:0019001:1399, площадью 219,6 кв. м (акт ГИН от 12 апреля 2017 г. N 9073884/2); одноэтажное жилое здание с КД 77:07:0019001:19138, площадью 119 кв. м (акт ГИН от 12 апреля 2017 г. N 9073884/3).
Судами также принято во внимание, что соответствующими актами также установлено, что ранее земельные участки принадлежали на праве частной собственности гражданину Семину А.В.
В 2019 году на основании акта приема-передачи имущества состоялся переход права собственности от Семина А.В. к владельцам инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного рентного фонда "Казанский рентный инвестиционный фонд" под управлением ЗАО "УК АС - Менеджмент.
Поскольку деревня Мякинино частично расположена во 2 поясе санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания, земельные участки ограничены в обороте и не принадлежат приватизации. Решением Кунцевского районного суда от 20 января 2010 г., оставленным без изменения определением Московского городского суда от 02 февраля 2011 г., признано недействительным зарегистрированное право собственности на земельный участок N 77:07:0019001:1006.
Акты Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы об устранении допущенных нарушений земельного законодательства в Департамент не поступал.
Отклоняя довод заявителя о том, что спорные отношения возникли в связи с внесением изменений в существующий договор аренды, суд апелляционной инстанции указал на то, что поскольку при внесении изменении в договор аренды уполномоченным органом фактически проводится дополнительная проверка обоснованности предоставления земельного участка в аренду и в случае выявления факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, согласно пункту 2.10.1.8 Административного регламента, принимается решение об отказе в предоставлении соответствующей услуги, что направлено на избежание дальнейшей незаконной легитимизации использования земельного участка.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов, в связи со следующим.
Статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации определено общее правило о сохранении договора аренды в силе при изменении сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В настоящем случае на основании договора от 03 октября 2016 г. произведена передача прав и обязанностей по договору доверительного управления от закрытого акционерного общества "Управляющая компания "АС Менеджмент" Доверительный управляющий закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "Казанский рентный инвестиционный фонда" к ООО "УК "Капитал-Траст-Инвест", Д.У. ЗПИРФ "Казанский рентный инвестиционный фонд".
Поскольку изменения и дополнения, вносимые в договор, оформляются дополнительным соглашением, которое подписывается уполномоченными представителя обеих сторон, общество обратилось в Департамент городского имущества города Москвы, как к стороне договора, о заключении дополнительного соглашения в части изменения арендатора.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП.
Пунктом 2.10.1.8 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве", является наличие составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка и (или) акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, на земельном участке.
Между тем, наличие акта Госинспекции по недвижимости само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении установленного законом права на изменение условий договора, в том числе и при смене доверительного управляющего.
При рассмотрении настоящего спора судами не установлены обстоятельства, связанные с обращением в суд с требованием о сносе самовольных построек в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судами не учтено, что по договору аренды от 11 февраля 2015 г. N М-07-046307 земельный участок площадью 1 960 кв.м из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:07:0019001:1006, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. 3-я Мякинская, д. 32А, предоставлялся в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации жилых домов, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законном порядке, в связи с чем у судов не имелось оснований для признания их самовольными постройками.
Применяя положения части 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьи 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", суды не учли, что в настоящем случае заявитель просил внести изменения в действующий договор аренды, срок действия которого установлен до 14 февраля 2023 г. (пункт 2.1 договора), в то время как приведенные нормы регулируют порядок предоставлении земельного участка без проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд кассационной инстанции полагает необходимым обязать Департамент городского имущества города Москвы оказать государственную услугу "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве".
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 г. по делу N А40-126936/2017-153-954 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0019001:1006, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 3-я Мякининская, д. 32А, оформленное письмом исх. N 33-5-47611/17-(0)-3 от 26 апреля 2017 г.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы в течении месяца со дня принятия настоящего постановления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Капитал-Траст-Инвест", Д.У. закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "Казанский рентный инвестиционный фонд" путем оказания государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве".
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.