г. Москва |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А41-93081/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 31.07.2018.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Нечаева С.В., Петровой Е.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Щелковские коммунальные системы" - не явился, извещен
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Чапхаева Ф.А.- доверен. от 29.12.17г. N 646-д
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 22 февраля 2018 года,
принятое судьей Сергеевой А.С.,
и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 23 мая 2018 года,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по заявлению ООО "Щелковские коммунальные системы"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании решения незаконным
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Щелковские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просило суд: признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности заявителя, содержащиеся в уведомлениях управления об отказе в государственной регистрации от 12.09.2017 N 50/014/012/2017-6291, 6292, 6294, от 12.09.2017 N 50/014/012/2017-6287-6288, от 12.09.2017 N 50/014/012/2017-6289, 6290, 6293; обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности заявителя на объекты недвижимого имущества: административное здание, кадастровый номер 50:14:0000000:118272, назначение: нежилое, 3-этажный, общая площадь 1 128,9 кв. м, инв. N 333:098-12339, лит. Б, Б1, адрес: Московская область, г. Щелково, платформа Воронок; здание АДС (старое) - ЩРСТС, кадастровый номер 50:14:0000000:118147, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 112,2 кв. м, инв. N 333:098-12339/9Б, лит. 9Б, 9Б1, 9б, 9б1, адрес: Московская область, г. Щелково, платформа Воронок; оздоровительный комплекс, кадастровый номер 50:14:0000000:118146, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 302,4 кв. м, инв. N 333:098-12339/2Б, лит. 2Б, 2Б1, адрес: Московская область, г. Щелково, платформа Воронок; мастерские КИПиА, кадастровый номер 50:14:0000000:123734, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 108,2 кв. м, инв. N 333:098-12339/14Б, лит. 14Б, 14б, адрес: Московская область, г. Щелково, платформа Воронок; здание пункта учета тепла, кадастровый номер 50:14:0000000:66264, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 36,1 кв. м, инв. N 333:098-12339/7Б, лит. 7Б, адрес: Московская область, г. Щелково, платформа Воронок; пристройка автобоксов к зданию оздоровительного комплекса, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 142,6 кв. м, инв. N 333:098-12339/3Б, лит. 3Б, 31Б, адрес: Московская область, г. Щелково, платформа Воронок; пристройка автобокса к складскому помещению, кадастровый номер 50:14:0000000:66278, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 157,8 кв. м, инв. N 333:098:12339/2Б2, адрес: Московская область, г. Щелково, платформа Воронок; трансформаторная подстанция ТП-360 Воронок, кадастровый номер: 50:14:0000000:118404, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 36,8 кв. м, инв. N 333:098-12339/13Б, лит. 13Б, адрес: Московская область, г. Щелково, платформа Воронок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2018 по делу N А41-93081/17 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А41-93081/17 полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Щелковские коммунальные системы" в полном объеме.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, суды не учли, что постановление администрации N 1934 от 27.04.2016 не является основополагающим документом, устанавливающим наличие, возникновение, переход права на спорное имущество, суды пришли к неверному выводу об отнесении спорного имущества к объектам, обслуживающим основные объекты теплосетей, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А41-93081/17 полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Щелковские коммунальные системы" в полном объеме.
Истец, надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства не явился. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя управления, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судами, 30.09.2016 общим собранием участников ООО "Щелковские коммунальные системы" принято решение об увеличении уставного капитала общества путем внесения участниками дополнительных вкладов, в соответствии с которым муниципальное предприятие "Щелковская теплосеть" в качестве вклада в уставный капитал передает заявителю вышеуказанные объекты недвижимости стоимостью 30 828 490 руб., а ООО "Финансовые инвестиции" - перечисляет на расчетный счет заявителя денежные средства в сумме 32 086 786 руб. При этом, вклады подлежат внесению в срок не позднее 2 месяцев с момента принятия решения.
Недвижимое имущество передано обществу по акту приема-передачи от 30.09.2016.
21.10.2016 общим собранием участников общества принято решение об утверждении итогов внесения участниками вкладов в уставный капитал заявителя, внесении соответствующих изменений в устав заявителя.
31.07.2017 общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости, однако, управление, первоначально приостановив государственную регистрацию, в дальнейшем отказало в ней (решения от 12.09.2017 N 50/014/012/2017-6291, 6292, 6294, от 12.09.2017 N 50/014/012/2017-6287-6288, от 12.09.2017 N 50/014/012/2017-6289, 6290, 6293).
Отказывая в регистрации права, управление указало, что передача указанных объектов недвижимости в уставный капитал заявителя, нарушает установленный законом порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, т.е. по существу исходило из ничтожности соответствующей сделки (п. 13 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации).
Данный отказ Управления послужил основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Федеральный закон от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон о государственной регистрации) предусматривает, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (ч. 1 ст. 14).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 18).
В силу статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судами установлено и следует из материалов дела, что основанием для перехода права собственности на объекты недвижимости к заявителю является сделка по внесению спорных объектов муниципальным предприятием "Щелковская теплосеть" в уставный капитал заявителя, на основании принятого общим собранием участников заявителя решения, оформленная нотариально удостоверенным актом приема-передачи имущества (далее - сделка по передаче объектов недвижимости).
При этом, на совершение указанной сделки было получено согласие Администрации Щелковского муниципального района, осуществляющей полномочия собственника муниципального имущества, оформленное постановлением N 1934 от 27.04.2016.
В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Из положений Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, учитывая круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по настоящему спору, суды пришли к правомерному выводу о том, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости.
Вместе с тем, в случае оспаривания оснований возникновения у заявителя права собственности на спорные объекты в рамках общеискового арбитражного судопроизводства, зарегистрированное право собственности может быть прекращено в установленном законом порядке.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2018 года по делу N А41-93081/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.