город Москва |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А40-113336/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Бочаровой Н.Н., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Омск" - Берестова М.В. по дов. от 23.07.2018
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью ВТБ МС - Боктаева С.Д. по дов. от 01.01.2018,
от третьего лица: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - неявка, извещен,
рассмотрев 23 августа 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Омск"
на решение от 28 ноября 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лихачевой О.В.,
и постановление от 12 апреля 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лящевским И.С., Бондаревым А.В., Панкратовой Н.И.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Омск"
к обществу с ограниченной ответственностью ВТБ МС
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Омск" (далее - истец, ООО "Фрезениус Медикал Кеа Омск") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "РОСНО-МС" (далее - ответчик, ОАО "РОСНО-МС") с иском о взыскании 19 129 242 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области.
Определением суда от 26.09.2017 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик - ОАО "РОСНО-МС" заменен на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью ВТБ МС (далее - ООО ВТБ МС).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Фрезениус Медикал Кеа Омск" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании задолженности в заявленном размере, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов истец указывает, что судами не применены подлежащие применению пункт 5 статьи 3, пункт 1 части 1, пункт 2 статьи 20, части 2, 6 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункт 1 части 3 статьи 8 Закона Омской области от 04.12.2014 N 1685-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", пункты 112.2, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н. Возможность изменения объема медицинской помощи, а, следовательно, и цены договора предусмотрена законом. Превышение истцом установленных Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Омской области объемов оказываемой медицинской помощи за декабрь 2014 года и 2015 год обусловлено исключительно увеличением численности застрахованных лиц, обратившихся за получением медицинской помощи к истцу и реализовавших свое право на выбор врача и медицинской организации (статья 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), то есть увлечением заболеваемости лиц, застрахованных ответчиком. Истец неоднократно обращался в адрес Министра здравоохранения Омской области, являющегося Председателем Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Омской области, с просьбой скорректировать плановые объемы медицинской помощи в сторону увеличения. Таким же правом на обращение в Комиссию наделены и страховые медицинские организации, в материалах дела не содержится сведений о направлении ответчиком соответствующих запросов. Факт оказания истцом медицинских услуг гражданам Омской области в рамках предусмотренных территориальной программой ОМС видов медицинской помощи, застрахованным в системе ОМС, установлен судами, и ответчиком и третьим лицом не оспаривается. Доказательства того, что медицинская помощь не оказана истцом или оказана по видам услуг, не предусмотренным территориальной программой ОМС на 2014 и 2015 годы, по завышенным тарифам, ненадлежащего качества или в ином объеме, отличной от заявленного в иске, в материалы дела не представлены. Оказанные истцом в спорный период медицинские услуги сверх установленного объема финансирования являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере. Возложение на медицинскую организацию расходов по оказанию медицинской помощи, обеспечиваемой в рамках реализации территориальной программы ОМС, является необоснованным, ответчику представлены полномочия для получения дополнительного финансирования (целевых средств) из средств нормированного страхового запаса для исполнения своих обязательств перед медицинской организацией по оплате медицинской помощи, оказанной сверх установленного объема. Неперевыставление истцом корректно выставленных счетов, ранее отклоненных ответчиком, не может являться основанием для отказа от оплаты оказанных услуг застрахованным лицам. Судами не учтена судебная практика по аналогичной категории споров.
ООО ВТБ МС представлен отзыв с возражениями на кассационную жалобу.
Явившаяся в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель истца поддержала доводы и требования кассационной жалобы, представитель ответчика возражала против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Третье лицо, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу, что принятые по делу решение и постановление подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, ООО "Фрезениус Медикал Кеа Омск" является медицинской организацией, оказывающей услуги по заместительной почечной терапии.
В порядке, установленном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее- Закон об ОМС), ООО "Фрезениус Медикал Кеа Омск" включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Истец и ответчик являются участниками обязательного медицинского страхования и организуют свою работу в соответствии с Законом об ОМС.
Между ООО "Фрезениус Медикал Кеа Омск" (медицинская организация) и ОАО "РОСНО-МС" (в настоящее время ООО ВТБ МС) (страховая медицинская организация) был заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 27.12.2013 N 108/2014.
По условиям указанного договора (пункт 1) медицинская организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить оказанную медицинскую помощь.
В соответствии с пунктом 4.1 договора страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС (Приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС в течение трех рабочих дней после получения средств ОМС от территориального фонда ОМС путем перечисления указанных средств на расчетный счет медицинской организации на основании предъявленных этой организацией счетов и реестров счетов, до 30 числа каждого месяца включительно.
В соответствии с условиями договора, ООО "Фрезениус Медикал Кеа Омск" обязалось бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (пункт 5.2 договора) и обеспечить застрахованным реализацию права на выбор медицинской организации и врача, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 договора).
Вид помощи, оказанной застрахованным лицам, предусмотрен территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 24.12.2014 N 330-П.
Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Омской области для ООО "Фрезениус Медикал Кеа Омск" были определены объемы и финансирование медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в условиях дневного стационара при проведении заместительной почечной терапии методом гемодиализа на 2015 год - 15 413 случаев на сумму 102 910 700 руб. (объемы финансирования рассчитаны для предъявления ответчику).
Комиссией 31.12.2015 внесены изменения в планы - заданий по обеспечению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2015 год за счет средств обязательного медицинского страхования в разрезе медицинских организаций: для ООО "Фрезениус Медикал Кеа Омск" были перераспределены объемы финансирования медицинской помощи по территориальной программе ОМС на 2015 год - 14 629 случаев на сумму 99 909 600 руб. (объемы финансирования рассчитаны для предъявления ответчику).
В период с 01.12.2014 по 31.12.2015 истец оказал медицинские услуги застрахованным лицам в рамках программы ОМС, в связи с чем, на основании договора истцом были выставлены ответчику к оплате соответствующие реестры и счета на общую сумму 180 424 918 руб.
По результатам проведенного медико-экономического контроля выставленных истцом счетов с оплаты сняты медицинские услуги (специализированная медицинская помощь в условиях дневного стационара методом гемодиализа) за период с 01.12.2014 по 31.12.2015 на общую сумму 19 29 242 руб. Фактический объем финансирования медицинской помощи составил 99 767 121 руб.
По результатам медико-экономического контроля выставленных истцом счетов составлены Акты МЭК за декабрь 2014 года, январь - декабрь 2015 года с указанием кода дефекта 5.3.2 "Предъявление к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением Комиссии по разработке территориальной программы" (Приложение N 3 к договору). По каждому из указанных Актов истцом были направлены ответчику протоколы разногласий.
Истец обратился к ответчику с претензий об оплате услуг в размере 19 129 242 руб., которая не была удовлетворена ответчиком, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания заявленной суммы долга со страховой организации, при этом суд исходил из того, что в 2014-2015 годах истцом фактически были превышены объемы финансирования медицинской помощи на 19 129 242 руб.; обязанность ответчика оплатить оказанную медицинскую помощь ограничена по договору пределами объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС; в случае несогласия с объемом финансирования истец вправе обжаловать решение данной комиссии в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; истец не воспользовался правом обращения в Комиссию за увеличением финансирования; а также правом на повторную подачу отклоненных ранее от оплаты счетов на оплату медицинской помощи и реестров счетов; ответчик не вправе оплачивать оказанную медицинскую помощь сверх установленных для истца объемов, следовательно, оплата медицинской помощи произведена ответчиком в рамках имеющихся договорных обязательств в пределах объемов, установленных решением Комиссии.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем, судами обеих инстанций не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно части 5 статьи 10 Закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 81 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Правоотношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования, регулируются Законом об ОМС.
Таким образом, порядок и условия исполнения сторонами спорного договора в данном случае регулируется не только общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (в том числе, статьи 424, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также специальным законодательством - Законом об ОМС и принятыми во исполнение названного Закона нормативно-правовыми актами.
Согласно пункту 10 статьи 36 Закона об ОМС, Положению о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Комиссия распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями до 1 января года, на который осуществляется распределение исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - это составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Закона об ОМС).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 20 Закона об ОМС предусмотрено право медицинской организации на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона об ОМС договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном названным Законом порядке.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным правилами ОМС (часть 6 статьи 39 Закона об ОМС).
Статья 38 Закона об ОМС предусматривает, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (пункт 1). В случае превышения установленного в соответствии с данным Законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда (пункт 6). Обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств (пункт 7). Решение о предоставлении средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается территориальным фондом после проведения проверки в целях установления причин недостатка целевых средств у страховой медицинской организации. Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней со дня обращения страховой медицинской организации за предоставлением ей указанных средств. Предоставление указанных средств осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки (пункт 8).
Пунктом 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 N 158н (Правила ОМС) определено, что объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача, с учетом условий, указанных в данном пункте.
Согласно пункту 112 Правил ОМС в случае недостатка объема средств страховой медицинской организации для оплаты медицинской помощи в отчетном месяце заявка на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями увеличивается в пределах остатка целевых средств, возвращенных в территориальный фонд в предыдущие периоды.
В соответствии с пунктом 112.2 Правил ОМС при недостатке целевых средств, полученных по заявкам, для оплаты медицинской помощи средства предоставляются из нормированного страхового запаса территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, установленным Федеральным фондом.
Пунктом 3.5 Типовой формы договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.09.2011 N 1030н предусмотрено право страховой медицинской организации обращаться в территориальный фонд за предоставлением целевых средств из нормированного страхового запаса территориального фонда в случае превышения установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с увеличением количества застрахованных.
С учетом вышеприведенных норм права, федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, бесплатной медицинской помощи, а превышение фактических расходов над запланированными на соответствующий отчетный период основанием для отнесения разницы на финансовые результаты деятельности медицинского учреждения не является.
Объемы медицинской помощи, устанавливаемые медицинской организации на год, могут быть скорректированы, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается Фондом.
Согласно пункту 9 статьи 38 Закона об ОМС основаниями для отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации являются:
1) наличие у страховой медицинской организации остатка целевых средств;
2) необоснованность объема дополнительно запрашиваемых средств, выявленная территориальным фондом по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи и проведения экспертизы качества медицинской помощи;
3) отсутствие средств в нормированном страховом запасе территориального фонда.
Судами не дана оценка доводам истца о неоднократных обращениях в адрес Министра здравоохранения Омской области, являющегося Председателем Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Омской области, с просьбой скорректировать плановые объемы медицинской помощи в сторону увеличения.
Судами также не устанавливалось, имелось ли превышение общего объема средств, предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования Омской области в спорный период, обращалась ли страховая медицинская организация в территориальный фонд для получения недостающих средств из нормированного страхового запаса либо отказа территориального фонда в предоставлении средств по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 38 Закона об ОМС, в том числе по причине их отсутствия в нормированном страховом запасе.
Судами также не исследовался вопрос, чем было вызвано превышение истцом запланированного объема оказанных услуг в спорный период, имел ли право истец отказать в приеме пациентов по обязательному медицинскому страхованию по мотивам превышения запланированных объемов, имела ли право медицинская страховая организация по этим основаниям не оплачивать фактически оказанные услуги, были ли установлены при проведении медико-экономического контроля иные (кроме сверх распределенного объема) нарушения при оказании медицинской помощи со стороны истца, и какие, могут ли они служить основанием для освобождения ответчика от обязанности оплатить оказанные услуги, предъявлял ли ответчик претензии к срокам, качеству и объему оказанных истцом услуг в спорный период.
В пункте 110 Правил ОМС установлено, что в соответствии с частью 6 статьи 39 Закона об ОМС оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы (далее - Комиссии), по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
В обжалуемых судебных актах судами не приведены мотивы, по которым отказ истца от права на повторную подачу отклоненных ранее от оплаты счетов на оплату медицинской помощи и реестров счетов, может являться основанием для отказа ответчика от их оплаты, имелись ли в первоначально предъявленных счетах и реестрах дефекты формы и содержания, препятствующие осуществить по ним оплату.
Кроме того, судами не дана оценка тому обстоятельству, что перераспределение Комиссией объемов финансирования медицинской помощи по территориальной программе ОМС на 2015 год для ООО "Фрезениус Медикал Кеа Омск" было произведено 31.12.2015, после того, как услуги были оказаны истцом (заявленный в иске период оказания услуг 01.12.2014- 31.12.2015).
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции силу пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в том числе, имелось ли превышение общего объема средств, предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования Омской области в спорный период, обращалась ли страховая медицинская организация в территориальный фонд для получения недостающих средств из нормированного страхового запаса либо отказа территориального фонда в предоставлении средств по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 38 Закона об ОМС, в том числе по причине их отсутствия в нормированном страховом запасе; чем было вызвано превышение истцом запланированного объема оказанных услуг, имел ли право истец отказать в приеме пациентов по обязательному медицинскому страхованию по мотивам превышения запланированных объемов, имела ли право медицинская страховая организация по этим основаниям не оплачивать фактически оказанные услуги, были ли установлены при проведении медико-экономического контроля иные (кроме сверх распределенного объема) нарушения при оказании медицинской помощи со стороны истца, и какие, могут ли они служить основанием для освобождения ответчика от обязанности оплатить оказанные услуги, предъявлял ли ответчик претензии к срокам, качеству и объему оказанных истцом услуг в спорный период; наличие/отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость и допустимость всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2018 года по делу N А40-113336/17 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.