г. Москва |
|
4 сентября 2018 г. |
Дело N А41-102765/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Новоселова А.Л., Хвостовой Н.О.,
при участии в заседании:
от истца: Юрханова И.Ю. по дов. от 24.01.2018 N 125/18
от ответчика: Цветков Ю.Ю. по дов. от 21.06.2018,
рассмотрев 28 августа 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу АО "Одинцовская теплосеть"
на постановление от 24.05.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Муриной В.А., Гараевой Н.Я., Коротковой Е.Н.,
в деле по иску акционерного общества "Одинцовская теплосеть"
к Товариществу собственников жилья "Трехгорка"
о взыскании задолженности по договору теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Одинцовская теплосеть" (далее - истец, АО "Одинцовская теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к товариществу собственников жилья "Трехгорка" (далее - ответчик, ТСЖ "Трехгорка") о взыскании задолженности в размере 1 387 094,66 руб. за сентябрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.02.2018 иск удовлетворен полностью.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 решение суда отменено, иск удовлетворен частично - суд апелляционной инстанции взыскал задолженность в размере 571 783 руб., в остальной части иска отказал.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, АО "Одинцовская теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, решение суда первой инстанции оставить в силе. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представленный ТСЖ "Трехгорка" отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы и требования кассационной жалобы; представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, между АО "Одинцовская теплосеть" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Трехгорка" (исполнитель) заключен договор теплоснабжения от 14.10.2016 N 685, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию, необходимую для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения на объекты теплоснабжения исполнителя для предоставления им коммунальных услуг потребителям, а исполнитель обязался оплачивать принятую тепловую энергию.
Объектами теплоснабжения в соответствии с приложениями N N 1, 3 к договору являются управляемые ТСЖ "Трехгорка" многоквартирные жилые дома NN 2, 6, 8, 12, 14, 16, 18, 22 и 24, расположенные по улице Чистяковой в городском поселении Одинцово Московской области.
Приложением N 1 к договору стороны согласовали границу эксплуатационной ответственности - внешняя граница стены здания многоквартирного дома.
В силу пункта 5.2 договора расчеты за полученную тепловую энергию осуществляются товариществом ежемесячно на основании первичных документов не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 5.3 договора стоимость потребленной в расчетном периоде тепловой энергии определяется, исходя из регулируемых тарифов, установленных регулирующим органом.
В обоснование исковых требований АО "Одинцовская теплосеть" ссылается на то, что в сентябре 2017 года оно отпустило исполнителю тепловую энергию на общую сумму 2 400 078,93 руб., что подтверждается универсальным передаточным документом и пообъектными протоколами учета тепловой энергии и теплоносителя за сентябрь 2017.
При этом, исполнитель в нарушение условий договора оплатил поставленную тепловую энергию частично, в связи с чем, за ТСЖ "Трехгорка" образовалась задолженность за спорный период в размере 1 387 094,66 руб.
Разногласия сторон возникли по объему (количеству) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, поскольку АО "Одинцовская теплосеть" определяло данный объем по показаниям приборов учета.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск полностью, исходил из того, что АО "Одинцовская теплосеть" правомерно руководствовалось показаниями приборов учета тепловой энергии при определении объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях поставки ответчику горячей воды за сентябрь 2017 года.
Между тем, суд апелляционной инстанции, не согласившись с такими выводами суда первой инстанции, отменил решение и удовлетворил иск частично.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При рассмотрении спора судом апелляционной инстанции правомерно указано, что когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены соответствующие Правила (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для ресурсоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения устанавливается для ресурсоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием закрытой системы горячего водоснабжения.
При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (вступило в силу 28.02.2015) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями, в том числе, пунктов 40, 42 Правил N 354, Правил N 306, правомерно указал, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
В соответствии с распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2016 N 207-Р "Об установлении тарифов на горячую воду на 2017 год" двухкомпонентный тариф на горячую воду установлен для истца (подпункты 82 и 82.16 приложения N 1 к распоряжению).
Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 22.12.2010 N 4/15 "Об установлении с 01.01.2011 порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" утвержден норматив на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения, который составляет 0,0495 Гкал/куб. м.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет истца и контррасчет ответчика, установил правомерность и обоснованность контррасчета ответчика. Истцом не представлено доказательств признания недействующим или утратившим силу вышеуказанного решения.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает частичное удовлетворение исковых требований по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона, имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу N А41-102765/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
А.Л. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.