г. Москва |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А41-102042/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Дунаевой Н.Ю., Петровой Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя- ООО "Далан-Строй" -Коврова И.В. по дов. от 28.04.2018 N 103,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новиков С.В. по дов. от 29.12.2017 N 648-Д,
рассмотрев 04 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 21 февраля 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Плотниковой Н.В.,
и постановление от 23 мая 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Далан-Строй"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Далан-Строй" (далее - ООО "Далан-Строй", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) об отказе в государственной регистрации права собственности общества на объект (кабельная линия 0,4кВ, назначение: сооружение электроэнергетики, протяженностью 2221-м, адрес: Московская область, Мытищинский р-он, п. Вешки, кадастровый номер 50:12:0120104:1342), оформленный уведомлением Управления от 12.09.2017 за N 50/012/009/2017-6497; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Далан-Строй" на указанный объект.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.02.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление суда отменить как необоснованные и незаконные.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба Управления - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.02.2017 заявитель обратился в Управление с заявлением N 50/012/009/2017-6497 о государственной регистрации права собственности общества на объект капитального строительства - Кабельная линия 0,4 кВ, назначение: сооружение электроэнергетики, протяженностью 2221 м, адрес: Московская область, р-н Мытищинский, п. Вешки, ранее поставленного на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:12:0120104:1342.
Обществом были представлены следующие документы: технический план сооружения от 01.08.2016; кадастровый паспорт сооружения от 04.10.2016; акт от 10.01.2017 приемки соответствующего объекта капитального строительства после выполнения всех работ (обязательств подрядчика) в части строительства и проведения испытаний сооружения, строительство которого осуществлялось по договору подряда N 154 от 12.07.2006 (с приложением 1, указывающим даты локальных приемок по участкам работ, выполнявшимся в период с 01.09.2011. по 10.01.2017); акт от 10.01.2017 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил); акт от 10.01.2017 о соответствии построенного объекта проектной документации; документы, подтверждающие полномочия лица на подачу заявления о государственной регистрации права; документ об уплате государственной пошлины; информационное письмо от 29.08.2017 за N 207.
12.09.2017 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на сооружение в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: не предоставление на государственную регистрацию документов, свидетельствующих об оформлении земельно-правовых отношений на период строительства с правообладателями земельных участков, в пределах которых расположено сооружение; не предоставление на государственную регистрацию документов, свидетельствующих о периоде строительства объекта недвижимости и его окончании; не предоставление на государственную регистрацию разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения заявителя.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Так, в соответствии положениями статей 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) регистрационный орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверять законность сделки и устанавливать отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация проводится на основании заявления с приложением документов, необходимых для ее проведения, в том числе, правоустанавливающих документов (статья 17 Закона).
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию права, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, когда не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав).
Как указали суды, ООО "Далан-Строй" в 2004 году приобрело земельный участок площадью 699 352 кв. м в пос. Вешки, Мытищинского района Московской области, для которого в соответствии с Архитектурно-планировочным заданием N 141 от 15.06.2006, утвержденным Главным архитектором Московской области 19.06.2006, был разработан проект планировки территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки ООО "Далан-Строй", утвержденный Постановлением Главы Мытищинского муниципального района Московской области N 4739 от 29.12.2006 (с последующей корректировкой в 2010 г.) Согласно Архитектурно-планировочному заданию и разработанной документации по планировке территории ООО "Далан-Строй" запроектировало и с 2007 года производило строительство жилой застройки и подключение строящихся объектов к инженерным сетям, строительство которых (в том числе сетей электроснабжения и наружного освещения) осуществляется ООО "Далан-Строй", как следует из п. п. 3.7 - 3.8 АПЗ, в увязке с жилой застройкой.
Земельные участки, в пределах которых расположено сооружение заявителя (указанные в пункте 2 уведомления Росреестра от 12.09.2017 за N50/012/009/2017-6497 об отказе в государственной регистрации права собственности), образованы в соответствии с проектом планировки и межевания территории вышеуказанного земельного участка площадью 699 352 кв.м. Соответственно, ООО "Далан-Строй" являлось собственником всех соответствующих земельных участков (право собственности было надлежащим образом зарегистрировано ООО "Далан-Строй" на образованные в результате межевания первоначального земельного участка площадью 699 352 кв.м земельные участки индивидуальных жилых домов, улично-дорожной сети, парков и т.п.), и соответствующая информация содержится в ГКН (ранее - в ЕГРП) и представлена в распоряжение заинтересованного лица.
Из Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (статья 7) и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 18) для осуществления государственной регистрации прав на объекты недвижимости не требуется представление документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и др.
Довод Управления о непредставлении заявителем на государственную регистрацию документов, свидетельствующих о периоде строительства объекта недвижимости и его окончании, суд счел неподтвержденным, поскольку из представленных для целей государственной регистрации документов: технический план сооружения, кадастровый паспорт сооружения, приложение 1 к Акту (П14) приемки объекта капитального строительства от 10.01.2017, следует, что датой начала строительных работ по созданию сооружения является 01.09.2011, датой завершения строительных работ по прокладке кабельной линии 0,4 кВ в подземном исполнении (протяженностью 2221 м) является 30.09.2012, подключение индивидуальных жилых домов ("заведение кабельной линии в дом") и проведение пуско-наладочных работ на соответствующих участках сооружения производилось подрядчиком в разные даты (которые указаны в приложении 1 к Акту (П14) от 10.01.2017 г.), вплоть до 10.01.2017.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что все работы по созданию объекта недвижимости, заявленного в целях регистрации права собственности, проводились в период, когда собственником всех земельных участков, в пределах которых расположен соответствующий объект, являлось ООО "Далан-Строй".
В силу пункта 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом указанный пункт допускает отсутствие такого документа как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в случае, если для строительства объектов капитального строительства не требуется получения разрешения на строительство.
Согласно статье 2 Закона Московской области от 10 октября 2014 года N124/2014-03 "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 киловольт включительно.
Письмом от 17.01.2017 за N 20исх-554/53 Министерство строительного комплекса Московской области со ссылкой на часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разъяснило заявителю об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство объекта капитального строительства и разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта.
Судом установлено, что спорная кабельная линия имеет напряжение 0,4 киловольт, в связи с чем получение разрешения на строительство и, как следствие, разрешения на ввод в эксплуатацию - не требуется.
Рассматривая настоящее дело по существу, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд указал, что принимая во внимание положения статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, а также то, что строительство спорного объекта осуществлялось в строгом соответствии с законом и он введен в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, Управление не имело право требовать от заявителя какие-либо иные документы, предоставление которых в силу закона не требовалось.
Кассационная коллегия отмечает, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие Управление с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2018 года по делу N А41-102042/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Н.Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.