г. Москва |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А40-36641/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2018.
Полный текст постановления изготовлен 12.09.2018.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Федуловой Л.В., Холодковой Ю.Е.
при участии в заседании:
от УФНС по г. Москве - Ахаджаева П.В. по дов. от 16.05.2017
от ОАО "СУПР" - конкурсный управляющий Островерх В.А. реш. суда от 18.04.2018, паспорт, Ильина И.М. по дов. от 19.04.2018
рассмотрев 05.09.2018 в судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 45 по г. Москве
на определение от 22.03.2018
Арбитражного суда г. Москвы
вынесенное судьей Марасановым В.М.,
на постановление от 31.05.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Григорьевым А.Н., Назаровой С.А., Нагаевым Р.Г.,
по заявлению МИФНС России N 45 по г. Москве о включении требований в размере 89 898 407,68 руб. в реестр требований кредиторов должника по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО "СУПР",
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 13.06.2017 г. в отношении ОАО "СУПР" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Островерх Виталий Анатольевич.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 112 от 24.06.2017 г.
В Арбитражный суд г. Москвы поступило заявление МИФНС России N 45 по г. Москве о включении требований в размере 89 898 407,68 руб. в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 указанное определение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа во включении сумм задолженности по результатам выездной налоговой проверки и иным налоговым платежам, МИФНС России N 45 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение и постановление, и вынести новый судебный акт. Заявитель в кассационной жалобе указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция находит определение и постановление подлежащими отмене в части, исходя из следующего.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Статьей 100 Закона о банкротстве установлено, что требования к должнику направляются в арбитражный суд с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.
Пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении требований кредиторов судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" Федеральная налоговая служба представляет в делах и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Как пояснил уполномоченный орган, по результатам выездной налоговой проверки соблюдения ОАО "СУПР" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 г. налоговым органом было принято решение N 09-20/12 от 05.04.2017 г. о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением ОАО "СУПР" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5 575 303,00 руб., ему начислена пеня в размере 13 348 692,00 руб., недоимка по налогам на сумму 8 784 335,00 руб. Данное решение вступило в законную силу 15.06.2017 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение налогового органа обращается к исполнению. 21.06.2017 налоговым органом выставлено требование об уплате налога N 4443.
С учетом того, что в процедурах банкротства задолженность не может быть взыскана в принудительном порядке, она подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
13.06.2017 г. в отношении ОАО "СУПР" введена процедура наблюдения, в связи, с чем 14.07.2017 г. указанная проверка заявлена к включению в реестр требований должника.
Поскольку решение по выездной налоговой проверке N 09-20/12 от 05.04.2017 г. не отменено в установленном законом порядке, судами двух инстанций неправомерно отказано во включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Принимая судебные акты, суды руководствовались разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированными в пункте 19 постановления Пленума от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее по тексту - Постановление от 22.06.2006 N 25), согласно которым при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Между тем, Постановление от 22.06.2006 N 25 признано не подлежащим применению постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 59 "О признании не подлежащими применению отдельных Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", то есть уже на момент вынесения судами первой и апелляционной инстанций обжалуемых судебных актов.
В силу положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации выносимое по результатам выездной налоговой проверки решение является ненормативным правовым актом, принятым в установленной законом процедуре компетентным должностным лицом и после своего вступления в силу порождает правовые последствия для налогоплательщика.
Согласно пункту 13 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, материалы проведенных в отношении должника или его контрагента мероприятий налогового контроля могут быть использованы в качестве средств доказывания фактических обстоятельств, на которые ссылается уполномоченный орган, при рассмотрении в рамках дела о банкротстве обособленных споров, а также при рассмотрении в общеисковом порядке споров, связанных с делом о банкротстве.
Таким образом, судами не принято во внимание, что вступившее в законную силу решение N 09-20/12 от 05.04.2017 г. о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое по результатам проведения выездной налоговой проверки должника, является достаточным доказательством для включения требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника.
Исходя из положений пункта 2 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Согласно пункту 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
Следовательно, обстоятельства, предусматривающие уплату налога, начисленного по результатам выездной налоговой проверки, а также уплату штрафов и пени возникают после вступления в законную силу решения о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства.
При указанных обстоятельствах суды без учета положений статьи 71 Закона о банкротстве, необоснованно исходили из документального неподтверждения размера и оснований возникновения требования ФНС России к должнику, не приняв во внимание решение по выездной налоговой проверке о привлечении к налоговой ответственности которое в силу статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является исполнительным документом.
Указанное решение не отменено в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, и не признано недействительным в порядке, установленном нормами главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обязательства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Под достаточностью доказательств понимается такая их совокупность, которая позволяет сделать однозначный вывод о доказанности или о недоказанности определенных обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Согласно карточки расчета с бюджетом на дату принятия заявления у ОАО "СУПР" имеется неисполненная обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации, в том числе основанные на решениях от 19.01.2017 N N 12-19/148/Ю, 12-19/149/Ю, 12-19/150/Ю за совершение налогового правонарушения, N 12-19/2076/А от 28.06.2016, N 11-19/2272-П, от 31.10.2016 N 11-19/2280-П от 21.10.2016, а также налоговой декларации по налогу на имущество за период 3-4 кв. 2016 г.
Уполномоченный орган ссылается на то, что согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Таким образом, направление либо не направление уполномоченным органом требования в адрес налогоплательщика не отменяет обязанности налогоплательщика по самостоятельной уплате налогов, однако суды необоснованно отказали в удовлетворении требования, по которым Должником не производилась оплата.
В своих возражениях должник ссылался на п. 11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 г.) - Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
В рассматриваемом случае суду необходимо устанавливать, не истек ли на момент обращения уполномоченного органа в суд срок давности взыскания налогов в судебном порядке, складывающийся при невыставлении требования из совокупности следующих сроков: срока, установленного статьей 70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов, срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (пункт 3 статьи 46 НК РФ) и срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Отказывая в удовлетворении требований налогового органа, суды исходили из того, что Инспекцией не представлены доказательства надлежащего уведомления должника по требованиям об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Суды не учли, должным образом не проверили и не дали оценки доводам уполномоченного органа о том, что требования об уплате налога направлялись Должнику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела квитанции о приеме.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного, кассационная коллегия полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемых определении, постановлении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также сделаны при неправильном применении норм права, что в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт. Допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции.
На основании изложенного, кассационная коллегия, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, определить применимое к настоящему спору право, после чего разрешить обособленный спор с применением норм права, регулирующих правоотношения сторон, исходя из предмета и оснований заявления, с учетом судебно-арбитражной практики по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2018, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по делу N А40-36641/2017 отменить в обжалуемой части, обособленный спор в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Л.В. Федулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уполномоченный орган ссылается на то, что согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
...
В рассматриваемом случае суду необходимо устанавливать, не истек ли на момент обращения уполномоченного органа в суд срок давности взыскания налогов в судебном порядке, складывающийся при невыставлении требования из совокупности следующих сроков: срока, установленного статьей 70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов, срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (пункт 3 статьи 46 НК РФ) и срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 сентября 2018 г. N Ф05-12073/18 по делу N А40-36641/2017
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16506/20
03.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15647/20
11.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12935/20
17.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
27.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64678/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36641/17
28.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
20.06.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23503/19
04.06.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20949/19
29.04.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
28.03.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
13.03.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
27.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1113/19
23.01.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62885/18
27.09.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49239/18
20.09.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47727/18
12.09.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
29.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
29.08.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36641/17
22.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
20.08.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39977/18
16.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
15.08.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36641/17
09.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/18
10.07.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28985/18
14.06.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19218/18
13.06.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19153/18
04.06.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19217/18
01.06.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17290/18
31.05.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19144/18
18.04.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36641/17
28.03.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36641/17
25.01.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36641/17
09.01.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59612/17
27.12.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36641/17
13.06.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36641/17