г. Москва |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А40-210212/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Малюшина А.А., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
от истца - Путинцев П.Э., дов. от 24.08.2017 г.;
от ответчика - Ермолаев Н.Н., дов. от 12.01.2018 г.,
рассмотрев 06 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 12 февраля 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лаптевым В.А.,
на постановление от 16 мая 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семикиной О.Н., Левиной Т.Ю., Поповой Г.Н.,
по иску ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 20 района "Соколиная гора" (ОГРН 1057748480899)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о взыскании основного долга в размере 2.851.631 руб. 58 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 20 района "Соколиная гора" обратилось с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании основного долга в размере 2.851.631 руб. 58 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2018 года исковые требования были удовлетворены в размере 851.631 руб. 58 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2018 года исправлена опечатка, допущенная при изготовлении судебного, в котором было указано о взыскании денежных средств за счет казны города Москвы.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2018 года решение суда первой инстанции было изменено и изложено в другой редакции, в соответствии с которой с Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) за счет казны города Москвы в пользу ОАО "Ремонтно-эксплуатационного управление N 20 района "Соколиная гора" (ОГРН 1057748480899) был взыскан основной долг в размере 2.851.631 руб. 58 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в виде 37.258 руб. (т. 5, л.д. 151-153).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просил обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель истца в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал, в том числе и по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление N 20 района "Соколиная гора" в качестве управляющей компании выполняет работы по техническому обслуживанию и оказанию коммунальных услуг в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Борисовская д. 2/31, ул. Борисовская д. 7, ул. Зверинецкая д. 22, ул. Зверинецкая д. 34, Измайловское шоссе д. 57, Измайловское шоссе д. 62, ул. Лечебная д. 5, ул. Лечебная д. 19, Окружной проезд д. 11 корп. 5, Окружной проезд д. 11 корп. 6, Окружной проезд д. 23, ул. Ткацкая д. 43, ул. Ткацкая д. 45, ул. Ткацкая д. 49, ул. Фортунатовская д. 11, ул. Фортунатовская д. 12, ул. Фортунатовская д. 16, ул. Фортунатовская д. 26, ул. Фортунатовская д. 31/35, ул. Фортунатовская д. 33/44, ул. Щербаковская д. 40, ул. Щербаковская д. 54, Щербаковская д. 57/20, Щербаковская д. 58, ул. Щербаковская д. 58А, в которых Департамент городского имущества города Москвы является собственником части помещений. Указанные помещения являются собственностью города Москвы.
С учетом положений ст. 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 210, 249, 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, по которым каждый участник долевой собственности обязан участвовать в уплате издержек по сохранению и содержанию имущества соразмерно со своей долей в общем имуществе, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика задолженности по коммунальным платежам.
Так, суд, проверив расчет истца, установил, что он был произведен с учетом постановления Правительства Москвы за N 748-ПП от 26.11.2013 г. "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения". При этом выполненные работы и оказанные истцом в августе 2014 г. - декабре 2014 года услуги по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Москва, ул. Борисовская д. 2/31, ул. Борисовская д. 7, ул. Зверинецкая д. 22, ул. Зверинецкая д. 34, Измайловское шоссе д. 57, Измайловское шоссе д. 62, ул. Лечебная д. 5, ул. Лечебная д. 19, Окружной проезд д. 11 корп. 5, Окружной проезд д. 11 корп. 6, Окружной проезд д. 23, ул. Ткацкая д. 43, ул. Ткацкая д. 45, ул. Ткацкая д. 49, ул. Фортунатовская д. 11, ул. Фортунатовская д. 12, ул. Фортунатовская д. 16, ул. Фортунатовская д. 26, ул. Фортунатовская д. 31/35, ул. Фортунатовская д. 33/44, ул. Щербаковская д. 40, ул. Щербаковская д. 54, Щербаковская д. 57/20, Щербаковская д. 58, ул. Щербаковская д. 58А были приняты и подтверждены Государственным казенным учреждением города Москвы "Инженерная служба района Соколиная гора" в сумме 2.851.631 руб. 58 коп. Причем обязанность Департамента городского имущества города Москвы перед ОАО "РЭУ N 20 района "Соколиная гора" по оплате стоимости, потребленных коммунальных услуг, возникла с августа 2014 и по состоянию на ноябрь 2017 г. за период август 2014 г. - декабрь 2014 года составляет 2.851.631 руб. 58 коп., из них: техническое обслуживание - 1.216.003 руб. 96 коп., отопление - 1.635.627 руб. 62 коп.
Согласно п. 9 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", Департамент имущества города Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляют полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно, в части нежилых и жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.02.2011 г. N 49-ПП и постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент имущества города Москвы (Департамент городского имущества города Москвы) выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, соответственно, в силу ст. 210 Гражданского Кодекса РФ, бремя содержания принадлежащего имущества лежит на Департаменте имущества города Москвы. Согласно постановлению Правительства Москвы от 13.11.2014 г. N 664, полномочным собственником является только Департамент городского имущества города Москвы, на который возложены полномочия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, касающиеся жилых помещений города Москвы. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.02.2011 г. N 49-ПП и постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского существа города Москвы" Департамент имущества города Москвы (Департамент городского имущества города Москвы) выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, соответственно, в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, бремя содержания принадлежащего имущества лежит на Департаменте имущества города Москвы. В силу положений п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, Департамент выступает от имени субъекта Российской Федерации в суде, в том числе в качестве ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
Таким образом, Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы в силу п. 1, 3, 35 Положения о Департаменте, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями. При этом судом правомерно были отклонены доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, а также о том, что Департамент городского имущества города Москвы не является надлежащим ответчиком по делу.
Так, согласно ст. 249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан участвовать в уплате издержек по сохранению и содержанию имущества соразмерно со своей долей в общем имуществе. В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В данном случае Департамент городского имущества города Москвы осуществлял правомочия собственника принадлежащих городу Москва помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Борисовская д. 2/31, ул. Борисовская д. 7, ул. Зверинецкая д. 22, ул. Зверинецкая д. 34, Измайловское шоссе д. 57, Измайловское шоссе д. 62, ул. Лечебная д. 5, ул. Лечебная д. 19, Окружной проезд д. 11 корп. 5, Окружной проезд д. 11 корп. 6, Окружной проезд д. 23, ул. Ткацкая д. 43, ул. Ткацкая д. 45, ул. Ткацкая д. 49, ул. Фортунатовская д. 11, ул. Фортунатовская д. 12, ул. Фортунатовская д. 16, ул. Фортунатовская д. 26, ул. Фортунатовская д. 31/35, ул. Фортунатовская д. 33/44, ул. Щербаковская д. 40, ул. Щербаковская д. 54, Щербаковская д. 57/20, Щербаковская д. 58, ул. Щербаковская д. 58А, в которых Департамент городского имущества города Москвы является собственником части помещений. Причем выполненные работы и оказанные истцом в августе 2014 г. - декабре 2014 года услуги по многоквартирным домам были приняты и подтверждены Государственным казенным учреждением города Москвы "Инженерная служба района Соколиная гора" в сумме 2.851.631 руб. 58 коп. Затраты по обеспечению водоснабжением и теплоснабжением были оплачены истцом специализированным организациям с учетом сведений по расходам этих организаций, а также приняты ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО". Учитывая, что сумма исковых требований была подтверждена документами, представленными суду, то иск правомерно был удовлетворен в полном объеме, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2018 года по делу N А40-210212/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
А.А.Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.