г. Москва |
|
22 октября 2018 г. |
Дело N А41-14907/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 22.10.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Администрации городского округа Мытищи Московской области - извещена, представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Матвеевой Ю.В. - извещена, не явилась, явку представителя не обеспечила;
рассмотрев 16.10.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 18.05.2018,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 02.08.2018,
принятое судьями Коноваловым С. А., Бархатовым В. Ю., Муриной В. А.,
по делу N А41-14907/2018
по иску Администрации городского округа Мытищи Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Матвеева Ю.В.
о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Мытищи Московской области (далее - администрация) обратилась с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100117:12 площадью 69 кв.м..
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Матвеева Ю.В.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.05.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До заседания в суд от администрации поступил отзыв на кассационную жалобу. Данный отзыв приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией и Матвеевой Ю.В. был заключен договор аренды земли от 27.04.2004 N 4399, в соответствии с которым во временное владение и пользование Матвеевой Ю.В. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100117:12.
Договор аренды был зарегистрирован.
В дальнейшем администрации стало известно о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100117:12.
Поскольку зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100117:12 препятствует возможности администрации распоряжаться им, администрация, ссылаясь на то, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано ошибочно, в нарушение действующего законодательства, обратилась с иском к управлению, в котором просила признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на этот земельный участок.
Признавая исковое заявление администрации подлежащим удовлетворению, суды, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", указаниями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в совместном Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установили, что спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отнесения данного земельного участка к разграниченной государственной собственности, а также исходили из полномочий муниципального образования "Городской округ Мытищи" Московской области на распоряжение этим участком как участком неразграниченной государственной собственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы управления о нарушении судами норм права отклоняются как основанные на неверном толковании этих норм.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.05.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 по делу N А41-14907/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая исковое заявление администрации подлежащим удовлетворению, суды, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", указаниями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в совместном Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установили, что спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отнесения данного земельного участка к разграниченной государственной собственности, а также исходили из полномочий муниципального образования "Городской округ Мытищи" Московской области на распоряжение этим участком как участком неразграниченной государственной собственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 октября 2018 г. N Ф05-17325/18 по делу N А41-14907/2018