г. Москва |
|
24 октября 2018 г. |
Дело N А40-196699/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 24.10.2018.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Кобылянского В.В., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: (Департамент городского имущества города Москвы) Апрелов С.А. по доверенности от 27.12.2017, Дубчак Р.В. по доверенности от 27.12.2017
от ответчика: (Правительство Москвы) Апрелов С.А. по доверенности от 03.09.2018, Дубчак Р.В. по доверенности от 18.01.2018
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев 17 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 20.04.2018 Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Масловым С.В.,
и на постановление от 03.07.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.,
по заявлению ООО ППКФ "Норд-Ост"
к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы,
о признании недействительным решения об отказе в предоставлении имущественной поддержки по договору аренды, об установлении ставки арендной платы по договору аренды,
третье лицо: Госинспекция по недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось ООО ППКФ "Норд-ОСТ" с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы о признании незаконным решения об отказе в предоставлении имущественной поддержки по договору аренды нежилого помещения от 06.06.2007 N 03-00365/07, об установлении ставки арендной платы по договору аренды нежилого помещения от 06.06.2007 N 03-00365/07 в размере 3 500 руб. за кв. м в год начиная с 01.01.2017.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 признано незаконным решение Межведомственной комиссии по представлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, оформленного ответом Департамента городского имущества города Москвы N ДГИ- 133650/17-(0)-1 от 12.07.2017 об отказе ООО ППКФ "Норд-ОСТ" в предоставлении имущественной поддержки на 2017 год по договору аренды нежилого помещения N 03-00365/07 от 06.06.2007. Судом установлена для ООО ППКФ "Норд-ОСТ" ставка арендной платы по договору аренды нежилого помещения N 03-00365/07 от 06.06.2007 на 2017 год в размере 3 500 руб. за кв.м в год.
С решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции не согласились ответчики и обратились с кассационной жалобой, в которой просят отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчики ссылаются на то, что основаниями для отказа в установлении льготной ставки арендной платы на 2017 год явилось несоблюдение п.п. 2.1.3 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, а именно использование арендованного имущества не в соответствии с целевым назначением. Факт нецелевого использования арендованного имущества установлен актом обследования от 07.03.2017. Ответчики ссылаются на то, что вывод суда о том, что для предоставления имущественной поддержки истцу по настоящему спору необходимо соблюдение только двух условий - заявитель должен быть субъектом малого предпринимательства, арендуемый объект должен иметь площадь до 300 кв.м., является необоснованным, противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесения изменений в правовые акты Правительства Москвы. Также ответчики указывают на то, что акт от 07.03.2017 составлен Госинспекцией по недвижимости в рамках проверки фактического использования арендованного имущества, находящегося в собственности Москвы, для принятия решения о наличии и отсутствии оснований для предоставления арендатору имущественной поддержки (пункт 5.2 Постановления Правительства Москвы N424 -ПП), и кроме того, пунктами 5.1.1. и 5.4.14 договора аренды установлено право арендодателя на вход в арендуемый объект с целью его периодического осмотра на предмет соблюдения условий его эксплуатации и использования в соответствии с договором.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчиков поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.10.2018 по 17.10.2018.
Выслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам Арбитражный суд Московского округа приходит к выводу, что судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как установлено судами при рассмотрении спора по существу Департаментом имущества города Москвы (арендодатель) и ООО ППКФ "НОРД-ОСТ" (арендатор) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 06.06.2007 N 03-00365/07, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилой объект общей площадью 145,1 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Верхоянская, д. 16.
В соответствии с п.1.3 договора объект аренды передается в аренду для использования в целях: торговля, бытовые услуги, ломбард.
В соответствии с п.1 дополнительного соглашения от 23.10.2015 срок действия договора аренды продлен до 06.06.2025.
В п.2 дополнительного соглашения от 23.10.2015 сторонами согласовано применение с 23.10.2015 ставки арендной платы за 1 кв. м в год в размере 10 906 руб. без учета НДС, по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
Заявитель является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заявитель направил в адрес Департамента городского имущества г.Москвы заявление от 22.12.2016 вх.номер ДГИ-285057/16-(0)-0 о предоставлении имущественной поддержки субъекту малого предпринимательства.
Письмом от 20.01.2017 N ДГИ-285057/16-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы сообщил заявителю о включении вопроса предоставления имущественной поддержки на 2017 г. в повестку Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Письмом от 31.03.2017 N 36-6-61374/17-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы уведомил заявителя о размере рыночной ставки арендной платы на 2017 г. в размере 13 196, 26 руб. за 1 кв.м.
Заявитель в адрес Департамента городского имущества города Москвы направил письмо от 14.06.2017 вх.N ДГИ-133650/17-(0)-0 о рассмотрении повторной заявки о предоставлении имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы за 2017 г.
Письмом от 17.07.2017 N ДГИ-133650/17-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы уведомил заявителя об отказе в повторном рассмотрении комиссией вопроса о предоставлении имущественной поддержки на 2017 г., поскольку актом обследования объекта недвижимости от 07.03.2017 N9020756 установлено, что помещение закрыто, доступ не обеспечен, в ходе повторного обследования объекта недвижимости от 07.03.2017 установлено нецелевое использование помещения, в связи с чем Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято решение об отсутствии оснований для установления на 2017 год льготной арендной ставки в размере 3 500 руб.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, направил в адрес Департамента городского имущества города Москвы претензию от 11.09.2017 с требованием предоставить материалы проверки Межведомственной комиссии, а также установить ставку арендной платы по договору аренды от 06.06.2007 N 03-00365/07 в размере 3 500 руб.
В ответ на претензию заявителя Департамент городского имущества города Москвы направил в адрес заявителя письмо от 05.10.2017 N ДГИ-1-74648/17-1, в котором сообщил об отсутствии оснований для повторного рассмотрения комиссией вопроса о предоставлении имущественной поддержки и отказе в предоставлении материалов проверки.
Согласно акту о результатах осмотра объекта нежилого фонда от 07.02.2017 N 9020756 Управлением контроля за объектами недвижимости в ходе осмотра объекта по адресу: г.Москва, ул. Верхоянская, д. 16, установлено, что ООО ППКФ "НОРД-ОСТ" занимает и использует нежилое помещение на первом этаже здания смешанного типа по адресу: г.Москва, ул.Верхоянская, д. 16, площадью 145,1 кв. м, под бытовые услуги, торговлю, как основание к занятию нежилого помещения представлен договор аренды от 05.06.2007 N 03-00365/07, заключенный с Департаментом городского имущества города Москвы, доступ в помещение не обеспечен.
В соответствии с актом о результатах осмотра объекта нежилого фонда от 07.03.2017 N 9020954 Управлением контроля за объектами недвижимости в ходе осмотра объекта по адресу: г.Москва, ул. Верхоянская, д. 16, установлено, что ООО ППКФ "НОРД-ОСТ" занимает и использует нежилое помещение на первом этаже здания смешанного типа по адресу: г.Москва, ул. Верхоянская, д. 16, площадью 145,1 кв. м, под бытовые услуги, торговлю, как основание к занятию нежилого помещения представлен договор аренды от 05.06.2007 г. N 03-00365/07, заключенный с Департаментом городского имущества города Москвы, на момент обследования помещения использовались под бытовые услуги, офис, проживание.
Удовлетворяя требования истца, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении имущественной поддержки по договору аренды нежилого помещения от 06.06.2007 N 03-00365/07, об установлении ставки арендной платы по договору аренды нежилого помещения от 06.06.2007 N 03-00365/07 в размере 3 500 руб. за кв.м в год начиная с 01.01.2017, суды, руководствуясь положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1.2, 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", пункта 2.1.3 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из того, что для получения имущественной поддержки необходимо соблюдение только двух условий - заявитель должен быть субъектом малого предпринимательства, арендуемый объект должен иметь площадь до 300 кв., установив, что оспариваемое решение в отношении истца принято с учетом актов о результатах осмотра объекта нежилого фонда, составленных Госинспекцией по недвижимости в порядке п. 5.2.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, и поскольку, заинтересованными лицами не представлено доказательств соблюдения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Административного регламента исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N282-ПП, при отсутствии доказательств установления факта проживания в нежилом помещении совместно с органами УМВД, результаты повторного осмотра нежилого помещения, проведенного 07.03.2017, признаны судом недопустимыми доказательствами, пришли к выводу, что поскольку заявитель является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), согласно договору аренды площадь занимаемого заявителем нежилого помещения составляет 145,1 кв.м, заявитель имеет право на получение имущественной поддержки по договору аренды в виде арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год, на решение Комиссии о применении льготной ставки арендной платы не влияют обстоятельства использования нежилого помещения, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии с актом о результатах осмотра объекта нежилого фонда от 07.03.2017 N 9020954 Управлением контроля за объектами недвижимости в ходе осмотра объекта установлено, что на момент обследования помещения использовались под бытовые услуги, офис, проживание.
Согласно пункту 2.1.Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) настоящего постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (вместе с "Положением о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства") Комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год, установленной пунктом 1(1) постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, в том числе при соблюдении следующих условий: (2.1.2.) Субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами. (2.1.3.) Объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению. (2.1.4.) У арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
Удовлетворяя требования суды, также исходили из того, что при составлении акта обследования от 07.03.2017 имелись нарушений порядка проведения проверок, установленного Федеральным законом N 294-ФЗ.
Вместе с тем исходя из пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В рассматриваемом случае осмотр, предоставленного в аренду помещения проведен в целях проверки соблюдения условий договора, касающегося целевого использования помещения для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) имущественной поддержки как субъекту малого предпринимательства.
Таким образом, Госинспекцией по недвижимости проводился осмотр помещения по поручению Департамента городского имущества в целях принятия решения Межведомственной комиссией по вопросу предоставления истцу льготы по арендной плате по договору, как субъекту малого предпринимательства, то есть осмотр проводился не рамках осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, при этом проведение Департаментом проверок соблюдения условий договора аренды для предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, не связано с осуществлением контроля над предпринимательской деятельностью истца в рамках Федерального закона N294-ФЗ, ввиду чего соответствующие положения закона, регламентирующие порядок проведения проверки, к отношениям сторон не подлежат применению.
Принимая во внимание, что судами не принят акт проверки от 07.03.2017 в качестве допустимого доказательства в связи с несоблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", оценка данному акту с учетом положений пункта пунктов 1.2. и 1.3. Постановления Правительства Москвы N 800-ПП и пунктов 2.1.2 и 2.1.3 Постановления Правительства Москвы N 424-ПП судами не дана, что могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, в связи с чем, обжалуемые судебные акты в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку для принятия решения необходимо совершение процессуальных действий, не отнесенных к компетенции суда кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовать и дать оценку всей совокупности собранных по делу доказательств, оценить в полном объеме доводы и возражения участвующих в деле лиц, и принять судебный акт при правильном применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2018 года по делу N А40-196699/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
В.В.Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.