город Москва |
|
15 ноября 2018 г. |
Дело N А40-5567/18-92-42 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Министерства социального развития Пермского края: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства финансов Российской Федерации: Шиляева А.П. (дов. N 01-10-08/10 от 10.03.2017 г.);
от третьего лица Федерального казначейства: Игашовой А.Н. (дов. N 09-04-11/758 от 22.01.2018 г.);
рассмотрев 08 ноября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 мая 2018 г.,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 г.,
принятое судьями Каменецким Д.В., Захаровым С.Л., Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-5567/18-92-42
по заявлению Министерства социального развития Пермского края (614006, г. Пермь, ул. Ленина, д. 51)
к Министерству финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
о признании недействительным приказа,
третье лицо: Федеральное казначейство,
УСТАНОВИЛ: в соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 годов", Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297, Распределением субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2015 г. N 797-р, на основании Соглашения от 31 июля 2015 г. N 15-С-ГП-58 между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Пермского края о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Пермского края на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу Пермского края, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Соглашение), Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Пермского края в 2015 году предоставлена субсидия в размере 76 600 186,00 руб. по КБК 149 10 06 04 1 5027 521 251 (код цели - 443).
На основании приказа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК по Пермскому краю) от 27 февраля 2017 г. N 84 "О назначении плановой выездной проверки в Министерстве социального развития Пермского края" была проведена плановая выездная проверка по использования средств из федерального бюджета в рамках программы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 -2020 годы в Министерстве социального развития Пермского края за период с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г.
При проведении проверки было выявлено нецелевое использование выделенных денежных средств в размере 7 943 433 руб. 00 коп.
Результаты проверки (финансово-бюджетного контроля) отражены в акте проверки от 14 апреля 2017 г.
На основании указанного акта проверки от 14 апреля 2017 г. Федеральное казначейство оформило и направило в Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 24 мая 2017 г. N 07-04-04/09-760 (далее - Уведомление), на основании которого последним издан Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 471 от 22 июня 2017 г.
Приказом Минфина России от 22 июня 2017 г. N 471 Федеральному казначейству надлежит исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Пермского края путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Пермского края, в размере 7 943 433 руб. 00 коп., рассчитанной по состоянию на 24 мая 2017 г.
Считая свои права нарушенными, Министерство социального развития Пермского края обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным указанного приказа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 мая 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное казначейство просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства финансов Российской Федерации отзыв не поступил.
В заседании кассационной инстанции представители Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства возражали против доводов кассационной жалобы.
Представитель Министерства социального развития Пермского края в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение:
- о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;
- о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
Из пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению (пункт 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что спорный приказ принят с соблюдением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в пределах полномочий Министерства финансов Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Министерства социального развития Пермского края.
При этом судами установлено, что процедура принятия спорного приказа Министерством финансов Российской Федерации соблюдена, поскольку приказ издан в пределах 30 дневного срока на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 24 мая 2017 г. N 07-04-04/09-760, которое также Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю было направлено в установленный статьей 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок.
Отклоняя доводы заявителя о пропуске срока применения бюджетных мер принуждения, суды обоснованно указали на пункт 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому при выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Кроме того, спорным приказом от 22 июня 2017 г. N 471 в распорядительной его части предусмотрено: Федеральному казначейству исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Пермского края путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Пермского края в сумме 7 943 433 рублей, перечислить взысканные средства в федеральный бюджет по указанным реквизитам.
Денежные средства в размере 7 943 433 руб. взысканы из бюджета Пермского края в соответствии с приказом Минфина России от 22 июня 2017 г. N 471 платежным поручением от 28 июня 2017 г. N 266505.
Таким образом, оспариваемый приказ о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края, издан в отношении Правительства Пермского края, в связи с чем он не нарушает прав и законных интересов Министерства социального развития Пермского края.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 мая 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 г. по делу N А40-5567/18-92-42 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.