город Москва |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А40-208419/17-115-3715 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "АвтоЛидер-Север": Паршковой О.С. (дов. N 19 от 11.09.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФНС России: не явились, извещены;
рассмотрев 20 ноября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АвтоЛидер-Север"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 апреля 2018 г.,
принятое судьей Шевелевой Л.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2018 г.,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Вигдорчиком Д.Г., Поповым В.И.,
по делу N А40-208419/17-115-3715
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛидер-Север" (450069, Республика Башкортостан, Иглинский район, Километр 1491 км+600 м. автодороги Самара-Уфа-Челябинск)
к Федеральной налоговой службе (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: по состоянию на 10 августа 2016 г. сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛидер-Север" (далее - ООО "АвтоЛидер-Север", общество, заявитель) были внесены в Единый реестр малого и среднего предпринимательства.
В связи с отсутствием сведений в Едином реестре малого и среднего предпринимательства в отношении общества были направлены обращения в уполномоченные органы.
Поскольку по результатам рассмотрения многочисленных обращений общества сведения не были внесены в реестр, ООО "АвтоЛидер-Север" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России) о признании незаконными действий, повлекших отсутствие сведений в Едином реестре малого и среднего предпринимательства относительно ООО "АвтоЛидер-Север" в период с 10 августа 2017 г. и обязании устранить допущенное нарушение путем восстановления сведений относительно общества в Едином реестре малого и среднего предпринимательства с 10 августа 2017 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 апреля 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АвтоЛидер-Север" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "АвтоЛидер-Север" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ФНС России в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также определение понятий субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются и содержатся в статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 408-ФЗ) дополнена статья 4.1, предусматривающая ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Данная норма вступила в силу с 01 июля 2016 года.
Законом N 408-ФЗ также изменены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства: вместо критерия выручки используется критерий дохода, вместо критерия средней численности сотрудников - критерий среднесписочной численности сотрудников. Соответствующие изменения вступили в силу с 1 января 2016 года.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Частью 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия являются законными и обоснованными, не нарушают прав и законных интересов общества, поскольку реестр сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год.
При этом судами установлено, что содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения об ООО "АвтоЛидер-Север" были исключены из реестра 10 августа 2017 г., поскольку общество перестало отвечать условиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ.
Показатель ООО "АвтоЛидер-Север" по доходу за 2016 год превысил предельные значения, установленные пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" от 04 апреля 2016 г. N 265 и составил вместо допустимых 2 млрд. рублей - 2 млрд. 801 млн. рублей.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 апреля 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2018 г. по делу N А40-208419/17-115-3715 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АвтоЛидер-Север" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.