город Москва |
|
04 декабря 2018 г. |
Дело N А41-85711/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО": Момотюка А.Н. (дов. от 08.12.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: Барышева А.А. (дов. N 4-18/МТДи от 09.01.2018 г.);
от третьего лица Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: Морозовой Э.Е. (дов. N 17-17-441/8 04.09.2018 г.);
рассмотрев 27 ноября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО"
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2018 г.,
принятое судьей Криворучко Е.С.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2018 г.,
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-85711/16
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО" (140080, Московская область, г. Лыткарино, промзона Тураево, стр. 10)
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (143407, Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 4, корп. 1)
об оспаривании решений,
третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО" (далее - ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО", общество, заявитель) осуществляло выполнение коммерческих пассажирских регулярных межмуниципальных перевозок N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки)" и N 329 "Лыткарино (Петровское) - Москва (м. Выхино)" на основании заключенного с Министерством транспорта Московской области договора от 16 октября 2007 г. N МТ-Д/07-130/22 на выполнение коммерческих пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения (далее - договор).
Срок действия договора установлен до 16 октября 2017 г. включительно согласно дополнительному соглашению N 5 от 16 октября 2012 г. и разрешения на право работы по маршруту.
10 августа 2015 г. заявителем в адрес Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство) были направлены сведения о маршрутах регулярных перевозок N 329, N 538, предусмотренных частью 1 статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Министерством в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ проведена проверка сведений о маршрутах регулярных перевозок N 329, N 538, представленных ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО".
По результатам проведенной проверки решением от 22 сентября 2016 г. N 21Исх-8570 обществу отказано во включении в Реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью сведений о маршруте N 538 NЛыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки)", в связи с тем, что на момент официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ в Департаменте не имелось согласования на осуществление регулярных перевозок по маршруту в представленных сведениях, предусмотренным частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
05 июля 2016 г. общество обратилось в Министерство с заявлением (N Вх-44797) о предоставлении карт маршрутов N 538 Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки)", и N 329 "г. Лыткарино (квартал 6) - г. Москва (ст. м. Выхино)".
19 октября 2016 г. общество повторно обратилось в Министерство с заявлением от 19 октября 2016 г. N 59 о выдаче маршрутных карт на указанные маршруты.
По результатам рассмотрения данного обращения и проверки сведений об указанных маршрутах письмом от 01 декабря 2016 г. N 21Исх-11293 сообщено обществу, что поскольку по результатам проверки сведений о маршрутах N 329, N 538, предоставленных ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО", установлено отсутствие в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы разрешения на осуществление регулярных перевозок по маршруту, выдача карт маршрутов ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО" по маршрутам N 329, 538 не представляется возможной.
Считая свои права нарушенными, ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным и отменить решение Министерства от 01 декабря 2016 г. исх. N 21Исх-11293 об отказе во включении в реестр смежных межрегиональных перевозок сведений о маршрутах: N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки); N 329 "Лыткарино (Петровское) - Москва (м. Выхино);
- обязать Министерство включить в реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок сведений о маршруте N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки) и N 329 "Лыткарино (Петровское) - Москва (м. Выхино);
- обязать Министерство включить в реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок сведений о перевозчике;
- признать незаконным и отменить решение Министерства от 01 декабря 2016 г. исх. N 21Исх-11293 об отказе в выдаче карт маршрута регулярных перевозок N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки) и N 329 "Лыткарино (Петровское) - Москва (м. Выхино), а также свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту N 538 и N 329;
- обязать Министерство выдать карты маршрута регулярных перевозок N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки) и N 329 "Лыткарино (Петровское) - Москва (м. Выхино), а также свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту N 538 и N 329.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона N 220-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
На территории Московской области до вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ действовал Закон Московской области от 27 декабря 2005 г. N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области", предусматривавший допуск перевозчика к осуществлению регулярных перевозок путем заключения договора между уполномоченным органом и перевозчиком (статьи 15, 18 - 22 указанного Закона Московской области).
В силу части 2 статьи 25 Федерального закона N 220-ФЗ ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
Из части 3 статьи 25 названного закона следует, что полномочия по ведению реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок устанавливаются соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
19 августа 2016 г. между Правительством Москвы и Правительством Московской области подписано Соглашение N 77-901 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между Москвой и Московской областью (далее - Соглашение N 77-901), которое было опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы.
В пункте 2 Соглашения N 77-901 определено, что органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам, являются: от города Москвы - Департамент транспорта, от Московской области - Министерство транспорта Московской области (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Соглашения N 77-901 предусмотрено, что решения об установлении, изменении, отмене смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимаются уполномоченными органами в соответствии с Порядком установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (приложение 1 к Соглашению N 77-901).
Формирование и ведение Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью осуществляется в соответствии с Положением о Реестре смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (приложение 2 к Соглашению N 77-901).
Согласно статье 11 Федерального закона N 220-ФЗ межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок установления, изменения, отмены муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утвержден Постановлением Правительства Московской области от 17 мая 2016 г. N 363/16 (далее - Порядок).
Сведения о смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, подлежащие включению в Реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, изложены в приложении 3 к Соглашению N 77-901.
В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 Порядку установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (Приложение 1 к Соглашению N 77-901) Межведомственный координационный совет по формированию сети маршрутов (далее - Межведомственный координационный совет) - постоянно действующий коллегиальный орган, созданный для обеспечения согласованных действий между исполнительными органами государственной власти Московской области и органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам между городом Москвой и Московской областью, возлагаемых Федеральным законом N 220-ФЗ на органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
С учетом ранее действовавшего правового регулирования, Федеральным законом N 220-ФЗ установлены переходные положения для регулирования прав и обязанностей перевозчиков.
В силу статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
По истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
После внесения сведений в соответствующие реестры уполномоченные органы выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов, а также свидетельство об осуществлении регулярных перевозок.
Правоотношения в сфере эксплуатации межрегиональных автобусных маршрутов, до вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ, регулировались как федеральным, так и региональным законодательством, а именно: Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 августа 2003 г. N 178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации" (далее - приказ Минтранса от 14 августа 2003 г. N 178), Постановлением Правительства Москвы от 18 января 2005 г. N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы" (далее - Постановление от 18 января 2005 г. N 24-ПП).
Постановление Правительства Москвы от 18 января 2005 г. N 24-ПП регламентирует Порядок согласования и организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы (далее - Порядок согласования маршрутов), а также Временное положение о пунктах отправления и прибытия автобусов межрегиональных, и международных автобусных маршрутов (далее - Временное положение).
Указанные Порядок согласования маршрутов и Временное положение предусматривают обязательное согласование с Департаментом транспорта Москвы всех регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы, а также все пункты отправления и прибытия автобусов таких маршрутов.
По смыслу приведенных норм для включения сведений о перевозчике и маршруте регулярных перевозок в Реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок необходимо наличие действующего на дату вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ согласования маршрута с Департаментом транспорта Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом судами установлено, что письмом от 29 января 2014 г. N 17-35-16696/3 Департаментом транспорта отказано в согласовании спорных маршрутов, в связи с несоответствием предоставленных документов требованиям, установленным нормативными правовыми актами.
Данный отказ получен обществом 11 марта 2014 г., что подтверждается распиской.
После вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ, во исполнение части 1 статьи 39 данного закона, общество письмами от 07 августа 2015 г. (вх. N 61-10-2153/5 и вх. N 61-04-4680/5) направляло в Департамент транспорта сведения о маршрутах регулярных перевозок N 329 и N 538.
Между тем, ранее Департаментом транспорта спорные маршруты не были согласованы и в Реестр сведения о маршрутах не вносились.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у перевозчика необходимых согласований на дату вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ, в связи с чем оснований для включения в Реестр сведений о маршрутах ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО" у Министерства транспорта Московской области не имелось.
Отклоняя доводы заявителя со ссылкой на договор от 16 октября 2007 г. N МТ-Д/07-130/22 о выполнении коммерческих перевозок по спорному маршруту (маршрутам) регулярного сообщения, суды правомерно указали, что данный договор является действующим только при наличии согласования маршрута с Департаментом транспорта Москвы и Министерством транспорта Московской области.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2018 г. по делу N А41-85711/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АВТОЛАЙН-ЛЫТКАРИНО" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.