город Москва |
|
04 декабря 2018 г. |
Дело N А41-8628/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Клаксон-1": Авраменко И.А. (дов. N 9 от 06.03.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: Кузнецова С.В. (дов. N 3-18/МТДи от 09.01.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: Колесникова Л.А. (дов. N 17-17-58/8 от 12.02.2018 г.);
рассмотрев 27 ноября 2018 г. в судебном заседании кассационные жалобы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2018 г.,
принятое судьей Гапеевой Р.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2018 г.,
принятое судьями Марченковой Н.В., Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-8628/18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клаксон-1" (143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пригородная, вл. 93, стр. 1)
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (143407, г. Красногорск, Бульвар строителей, д. 4, корп. 1), Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москва (127994, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 1)
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Клаксон-1" (далее - ООО "Клаксон-1", общество, заявитель) на основании лицензии от 21 марта 2012 г. N АСС-50-616287 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, начальный остановочный пункт которых находится на территории Московской области, обществом осуществлялись регулярные перевозки по маршруту N 142к "Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м. Новокосино) - ст. Реутово" автобусами малого класса в количестве 22 единиц по нерегулируемым тарифам.
Межведомственным координационным советом по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных регулярных перевозок между Москвой и Московской областью принято решение об отмене данного смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок, оформленное протоколом от 18 августа 2017 г.
Письмом от 01 ноября 2017 г. N Исх.-11114 обществу сообщено, что по истечении 180 дней с даты получения обществом данного письма, сведения о маршруте N 142к "Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м. Новокосино) - ст. Реутово" будут исключены из Реестра смежных межрегиональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью.
Считая свои права нарушенными, ООО "Клаксон-1" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта Московской области (далее - Министерство) и Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконными решения Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью, выраженное в протоколе от 18 августа 2017 г. в части отмены межрегионального маршрута регулярных перевозок, обслуживаемого ООО "Клаксон- 1", N 142к "Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м. Новокосино) - ст. Реутово" и решения Министерства, изложенного в письме от 01 ноября 2017 г. года N 11114 об отмене смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок, обслуживаемого ООО "Клаксон-1", N 142к "Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м. Новокосино) - ст. Реутово".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области просят об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представители Департамента и Министерства поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга. Представитель ООО "Клаксон-1" против их удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется, отменяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен начальный остановочный пункт по данному маршруту.
Порядок установления, изменения, отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данного маршрута, а также основания для отказа в установлении либо изменении данного маршрута, основания для отмены данного маршрута) устанавливается соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходит данный маршрут, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Данное Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью заключено 19 августа 2016 года (регистрационный N 77-901 от 29 августа 2016 г.).
Из пункта 3 Соглашения следует, что решения об установлении, изменении, отмене смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимаются уполномоченными органами в соответствии с Порядком установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (приложение 1 к настоящему Соглашению).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что решение об установлении, изменении, отмене смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимается:
Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) - в случаях, когда начальный остановочный пункт соответствующего смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью расположен в границах города Москвы и оформляется правовым актом Департамента;
Министерством транспорта Московской области (далее - Министерство) - в случаях, когда начальный остановочный пункт соответствующего смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью расположен в границах Московской области и оформляется правовым актом Министерства.
В силу пункта 4 Порядка Межведомственный координационный совет по формированию сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (далее - Межведомственный координационный совет) готовит заключения о целесообразности либо нецелесообразности установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, а также о необходимости доработки соответствующего предложения в соответствии с Положением о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов (приложение 1 к настоящему Порядку).
Решения, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, принимаются при наличии заключения Межведомственного координационного совета о целесообразности соответственно установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, в срок не позднее 30 календарных дней с даты проведения заседания Межведомственного координационного совета, на котором было утверждено указанное заключение.
Пункта 16 Положения о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов (Приложение N 1 к Порядку) предусмотрено, что заключение о целесообразности отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимается Межведомственным координационным советом при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
маршрут не соответствует требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
техническое состояние улиц, автомобильных дорог, не относящихся к автомобильным дорогам федерального значения, по которым проходит маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений не соответствует максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту;
отсутствие устойчивого пассажиропотока на маршруте, а также отказ перевозчика от осуществления перевозок пассажиров по маршруту.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения не основаны на положениях действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что доказательств наличия указанных выше обстоятельств, послуживших причиной отмены спорного маршрута, не представлено.
Ни в протоколе, ни в письме, которые оспариваются обществом, эти обстоятельства не указаны, не указаны и другие обстоятельства, которые послужили бы основанием для принятия такого решения.
Между тем, как следует из спорного протокола Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью от 18 августа 2017 г., изменены параметры обслуживания аналогичного смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок N 142 Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м. Новокосино) - ст. Реутов", который ранее обслуживался четырьмя единицами транспортных средств большого класса, а в соответствии с протоколом стал обслуживаться шестью транспортными единицами большого класса и двадцатью единицами малого класса, что свидетельствует о том, что маршрут установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров соответствует, техническое состояние улиц, автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, также соответствует, увеличения единиц транспортных средств на маршруте N 142 свидетельствует об устойчивости пассажиропотока на маршруте.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2018 г. по делу N А41-8628/18 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.