город Москва |
|
05 декабря 2018 г. |
Дело N А40-42933/18-94-445 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Камчатскэнерго": Гавриковой Е.В. (дов. N К7-18-18-18/146Д от 01.01.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Головановой Т.А. (дов. N ИА/91107/17 от 25.12.2017 г.), Волковой Д.Б. (дов. N ИА/21779/18 от 30.03.2018 г.);
от третьего лица Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края: не явились, извещены;
рассмотрев 29 ноября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Камчатскэнерго"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2018 г.,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2018 г.,
принятое судьями Поповым В.И., Вигдорчиком Д.Г., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-42933/18-94-445
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 10)
к Федеральной антимонопольной службе (125993, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11)
о признании недействительным пункта 3 приказа,
третье лицо: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края,
УСТАНОВИЛ: публичное акционерное общество "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго", общество, заявитель) обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) с заявлением о разногласиях с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее - орган регулирования, служба), которая в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения постановлением от 20 декабря 2016 г. N 496 "О внесении изменений в приложения к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 01 декабря 2015 г. N 349 "Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Елизовского городского поселения Елизовского района на 2016-2018 годы" произвела корректировку тарифов на тепловую энергию на 2017 год, ранее установленных для заявителя на долгосрочный период на 2016-2018 годы методом индексации установленных тарифов.
В заявлении о разногласиях заявитель указал на незаконность и необоснованность принятого органом регулирования постановления по статьям расходов "Выпадающий доход по факту 2015 г. по статье "Списание дебиторской задолженности" на сумму 242 095 тыс. рублей и "Прибыль" на сумму 7 247 тыс. рублей.
По результатам рассмотрения разногласий приказом от 01 декабря 2017 г. N 1633/17 требования общества были удовлетворены частично.
Согласно пункту 3 приказа от 01 декабря 2017 г. N 1633/17 органу регулирования надлежало определить величину экономически обоснованных расходов по статье затрат "Выпадающий доход по факту 2015 г. по статье "Списание дебиторской задолженности" на 2015, 2016 и 2017 гг. в размере не превышающем 2% необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования, в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, соответствующий анализ отразив в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, в Экспертном заключении.
Считая свои права нарушенными, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании недействительным приказа от 01 декабря 2017 г. N 1633/17 в части пункта 3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Камчатскэнерго" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу ФАС России и Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "Комчатскэнерго" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России возражал против ее удовлетворения.
Представители Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно пунктам 14, 15, 16, 20 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предыдущие расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки о регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Из пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) следует, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Пунктом 47 Основ ценообразования предусмотрено, что внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе, расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2% необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
В соответствии со статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что спорный пункт приказ соответствует требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом судами установлено, что в силу постановления Администрации Елизовского городского поселения от 27 мая 2014 г. N 384-п ПАО "Камчатскэнерго" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Елизовского городского поселения.
Согласно экспертному заключению органа регулирования на 2017 год при установлении тарифов были учтены расходы по сомнительным долгам в размере 11 869 тыс. рублей на 2017 год и 11 869 тыс. рублей на 2018 год, что составляет менее 2% НВВ, относимой на население, установленной для заявителя на 2016 год.
В соответствии с экспертным заключением органа регулирования на 2016 год при установлении тарифов на 2016 год были учтены расходы по сомнительным долгам в размере 11 124 тыс. рублей, что составляет менее 2% НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на 2015 год.
Кроме того, при установлении тарифов на 2015 год были учтены расходы по сомнительным долгам в размере 11 667 тыс. рублей, что составляет менее 2% НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на 2014 год.
Таким образом, органу регулирования было указано определить величину экономически обоснованных расходов по статье затрат "Выпадающий доход по факту 2015 г. по статье "Списание дебиторской задолженности" на 2015, 2016 и 2017 гг. в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования и учесть вышеуказанные расходы в размере не превышающем 2% НВВ при установлении тарифов для ПАО "Камчатскэнерго" на 2018 год.
Приказом руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 12 мая 2016 г. N 81 - ОД (с изм. от 12 декабря 2016 г. N 325-ОД) на основании обращений ПАО "Камчатскэнерго" открыто дело по пересмотру тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" (далее - ТСО) потребителям Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района на 2017, 2018 годы с применением метода индексации установленных тарифов.
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 01 декабря 2015 г. N 349 "Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Елизовского городского поселения Елизовского района, на 2016-2018 годы" (с изменениями и дополнениями) установлены тарифы на тепловую энергию (корректировка 2017, 2018 гг.), поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района на 2017, 2018 годы в соответствии с Законом о теплоснабжении", Основ ценообразования, приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания), Налогового кодекса Российской Федерации с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов. В составе тарифной заявки по корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района на 2017, 2018 годы, с целью признания экономически обоснованными расходами ПАО "Камчатскэнерго" за период до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (2015 год) заявлена величина в размере 752 298 тыс. руб.
Судами принят во внимание анализ статистической и бухгалтерской отчетности, которым экономически необоснованными признано и отклонено 513 229 тыс. руб. в том числе часть заявленных выпадающих расходов (списанная дебиторская задолженность) на величину 218 357 тыс. руб.
На основании анализа статистической и бухгалтерской отчетности экономически обоснованными расходами, понесенными ПАО "Камчатскэнерго" по факту осуществления регулируемой деятельности в 2015 году и предыдущих периодов, с целью их учета в последующих периодах в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования признаны 215 331 тыс. руб., в том числе: 34 256 тыс. руб. (по пункту 1); 72 788 тыс. руб. (по пункту 2); 108 287 тыс. руб. (по пункту 3).
По результатам проведенной экспертизы по корректировке тарифов на тепловую энергию на 2017, 2018 годы экономически обоснованными признаны расходы, понесенные ПАО "Камчатскэнерго", с целью их учета в необходимой валовой выручке в составе внереализационных расходов, фактической дебиторской задолженности, определенной в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования и учтены в тарифе на тепловую энергию в 2017 году - 11 869 тыс. руб., в 2018 году - 11 869 тыс. руб.
Таким образом, в тарифах на тепловую энергию на 2017, 2018 годы из заявленных расходов по статье "списанная дебиторская задолженность" - 242 095 тыс. руб. признаны Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края экономически обоснованными расходами в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования и учтены в тарифе на тепловую энергию в 2017, 2018 году - 23 738 тыс. руб.
При этом отклонены для учета в последующих периодах и не признаны службой экономически обоснованными расходы (списанная дебиторская задолженность) на величину 218 357 тыс. руб.
На основании приказа ФАС России от 01 декабря 2017 г. N 1633/17 Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края при формировании тарифа на тепловую энергию на 2018 год учтено в НВВ денежных средств в размере 7 791 тыс. руб. (1 707 тыс. руб. + 6 827 тыс. руб. - 743 тыс. руб.).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края на основании представленных теплоснабжающей организацией документов и материалов, подтверждающих и раскрывающих состав сомнительных долгов и списанную безнадежную дебиторскую задолженность, проведен верный анализ, с целью исключения повторного учета в тарифе на тепловую энергию на территории Елизовского городского поселения сомнительных долгов по одним и тем же контрагентам соответствующего муниципального образования, в связи с чем спорным пунктом приказа антимонопольного органа для общества по указанной статье включены расходы как в максимально возможном размере.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2018 г. по делу N А40-42933/18-94-445 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Камчатскэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.