город Москва |
|
10 декабря 2018 г. |
Дело N А40-23645/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.
судей Анциферовой О.В., Гречишкина А.А.
при участии в заседании:
от заявителя - АО "РНГ" - Юшкевич А.В., доверенность от 10.07.17;
от ответчика - ГУ - МРО ФСС РФ - Чукова Е.Д., доверенность от 11.09.18; Аленичева И.А., доверенность от 20.12.17,
рассмотрев 03 декабря 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу ГУ - МРО ФСС РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2018,
принятое судьей Бедрацкой А.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кочешковой М.В., Суминой О.С.,
по заявлению АО "РНГ" (ОГРН: 1037789063476)
к ГУ - МРО ФСС РФ (ОГРН: 1027700532298)
о признании недействительным решения N 5107нс от 28.12.2017
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РНГ" (далее по тексту также - АО "РНГ", Общество, страхователь, заявитель) предъявило заявление в арбитражный суд к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту также - ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонд, страховщик, ответчик) о признании недействительным решения от 28 декабря 2017 года N 5107нс о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года, заявление удовлетворено полностью.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации подал в Арбитражный суд Московского округа кассационную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также сделаны при неправильном применении норм права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ответчик - ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в лице своих представителей настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции заявитель - АО "РНГ" в лице своего представителя возражал относительно удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 03 декабря 2018 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Котельникова Д.В. ввиду его болезни на судью Дербенева А.А.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении, постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к выводу о том, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, фондом проведена камеральная проверка расчета общества за 9 месяцев 2017 по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового возмещения.
По результатам проверки фондом составлен акт проверки от 28.11.2017 N 5107, принято решение от 28.12.2017 N 5107нс о привлечении общества к ответственности.
Привлекая общество к ответственности, фонд исходил из того, что в нарушение Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) общество самостоятельно изменило страховой тариф с 7,4% на 0,2%, что привело к занижению размера страховых взносов за 9 месяцев 2017.
Указанное обстоятельство обусловило предъявление Обществом настоящего заявления в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховым тарифом является ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (ст. 21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила).
В соответствии с п. 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (п. 9 Правил).
В п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55; зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2006 N 7522; далее - Порядок) сказано, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Во исполнение изложенных положений в адрес фонда представлены заявление от 11.04.2017 и справка от 11.04.2017 по установленным формам, согласно которым основным видом экономической деятельности общества за 2016 является добыча сырой нефти и природного газа.
Несмотря на то, что основным видом экономической деятельности за 2016 общество указало добычу сырой нефти и природного газа, в справке сказано, что доля доходов и поступлений по такому виду деятельности составляет 0,00%.
Размер страхового тарифа по виду деятельности добыча сырой нефти и природного газа составляет 7,4%.
09.08.2017 общество направило в адрес фонда новое заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2016 и новую справку - подтверждение основного вида экономической деятельности за 2016.
Согласно данным заявлению и справке основным видом экономической деятельности общества является деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению.
Доля доходов и поступлений общества от такого вида деятельности составляет 46,09%.
Размер страхового тарифа по виду деятельности по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению составляет 0,2%.
По мнению фонда, недопустимо изменение заявленных основного вида деятельности и страхового тарифа в целях исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Оспариваемым решением фонд предложил обществу уплатить страховые взносы с учетом страхового тарифа в размере 7,4%, пени и привлек общество к ответственности в виде штрафа.
Между тем, фондом не учтено следующее.
Как изложено выше, правовое регулирование уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713), Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55; зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2006 N 7522).
Из данных нормоположений не следует, что страхователь не имеет права изменять заявленные основной вид экономической деятельности и размер страхового тарифа вследствие допущенной ошибки.
Как указывает общество, оно ошибочно заявило основной вид экономической деятельности за 2016 - добычу сырой нефти и природного газа.
Это подтверждается, в том числе тем, что в справке - подтверждении от 11.04.2017 общество указало, что доля доходов и поступлений от основного вида экономической деятельности составляет 0,00%.
Отсутствие у общества в 2016 деятельности по добыче сырой нефти и природного газа подтверждается бухгалтерским балансом на 31.12.2016, оборотно-сальдовой ведомостью по счету 91 за 2016, представленными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом судами не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Согласно статье 21, пункту 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 01.12.2014 N 401-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" установлено, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила), в силу пунктов 8, 9, 11 которых экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Отнесение видов осуществляемой деятельности к определенному классу производственного риска осуществляется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001, утвержденного Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст, согласно которому экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п.
Таким образом, при определении основного вида осуществляемой деятельности доход не является определяющим фактором.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно; для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к названному Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Из анализа пункта 2, а также пункта 5 указанного Порядка и упомянутых выше положений Правил, следует, что основанием для отнесения страхователя к классу профессионального риска является вид фактически осуществляемой им деятельности, который не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия.
Данная правовая позиция соответствует выводам, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10.
Как следует из материалов дела и установлено судами, для исполнения обязанности страхователя, предусмотренной пунктом 3 Порядка, общество в 2013, 2014, 2015, 2016 годах представляло соответствующие документы в Фонд, указывая код ОКВЭД 11.10 - добыча сырой нефти и природного газа, который соответствует 30 классу профессионального риска и тарифу 7,4%. Фонд, соответственно, устанавливал обществу 30 класс профессионального риска.
В 2016 году общество также подало в Фонд заявление предусмотренной формы с указанием тех же параметров для установления класса профессионального риска, однако, выявив ошибочность подаваемых сведений, обратилось в фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов, одновременно представив документы, указывающие на то, что обществом осуществляется деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению (новое заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2016 и новую справку - подтверждение основного вида экономической деятельности за 2016, доля доходов и поступлений общества от такого вида деятельности составляет 46,09%).
Судами первой и апелляционной инстанций указано, что, несмотря на то, что основным видом экономической деятельности за 2016 общество указало добычу сырой нефти и природного газа, в справке от 11.04.2017 сказано, что доля доходов и поступлений по такому виду деятельности составляет 0,00%.
Также отклоняя доводы Фонда, судами указано, что правовое регулирование уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125- ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713), Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55; зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2006 N 7522).
Из данных нормоположений не следует, что страхователь не имеет права изменять заявленные основной вид экономической деятельности и размер страхового тарифа вследствие допущенной ошибки.
Между тем, судами не учтено, что страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска и определяются в зависимости от основного вида экономической деятельности организации (ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), п. п. 1, 2, 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила)).
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем (п. 11 Правил).
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок).
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда социального страхования РФ (далее - территориальный орган Фонда) по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по формам согласно Приложениям к Порядку и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства) (п. 3 Порядка).
Территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления указанных документов уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (п. 4 Порядка).
Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя (абз. 3 п. 6 Правил).
Таким образом, страховой тариф подлежит применению в течение календарного года, на который он установлен. Возможность изменения размера страхового тарифа, установленного страхователю, в течение календарного года приведенными выше нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Подтверждение основного вида экономической деятельности носит заявительный характер, и ответственность за правильность его определения при подаче заявления несет страхователь.
Пунктами 1.1 и 1.2 ст. 24 Закона N 125-ФЗ предусмотрен порядок представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам формы 4 - ФСС (далее - расчет) в случае обнаружения страхователем недостоверных сведений, а также ошибок в ранее поданных расчетах.
Поскольку ранее представленные расчеты соответствовали выданному страховщиком уведомлению, которое является документом - основанием для начисления страховых взносов по установленному в нем тарифу, формально основания для представления уточненного расчета и уплаты страховых взносов в ином размере, чем установлено уведомлением, у страхователя отсутствуют.
Соответствие основного вида экономической деятельности страхователя заявленному устанавливается территориальными органами Фонда при проведении проверки страхователя.
Так, в случае если страхователь, обнаруживший ошибку при установлении тарифа, примет решение представить уточненный расчет и документы, обосновывающие применение иного тарифа, территориальный орган Фонда проводит камеральную проверку в порядке, предусмотренном ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ, в ходе которой может направить страхователю требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения (п. 3 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ).
Страхователь, предоставляющий в территориальный орган страховщика пояснения относительно выявленных ошибок, вправе дополнительно представить выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы (информацию), подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет (п. 4 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ).
Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть предоставленные страхователем пояснения и документы (п. 5 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ).
Если в результате ошибки установлен меньший тариф и данное обстоятельство обнаружено страхователем самостоятельно, ему может быть рекомендовано до обращения в территориальный орган Фонда уплатить страховые взносы по надлежащему тарифу, а также соответствующие пени.
При установлении в процессе проверки фактов, свидетельствующих о нарушении страхователем установленного порядка начисления и уплаты страховых взносов, например, при проведении проверки будет определен в качестве основного вид экономической деятельности, соответствующий большему тарифу, чем тот, который применяется страхователем, у страховщика имеются основания для вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
В связи с этим по результатам проверки возможны доначисление страховых взносов, начисление пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов на основании ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ, а также привлечение страхователя к ответственности в виде штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов (в случае умышленного совершения указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов) в соответствии со ст. 26.29 Закона N 125-ФЗ.
Таким образом, неверное отражение страхователем в отчетности вида своей деятельности не свидетельствует о том, что такие сведения не могут быть проверены Фондом, в обязанности которого входит такой контроль.
Камеральная проверка является одной из форм контроля за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях (ст. 26.14 Закона N 125-ФЗ) и должна учитываться с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.
Между тем судами не дана оценка доводу Фонда о том, что анализ документов представленных к проверке показал, что в соответствии с предметом деятельности общества и лицензией на добычу полезных ископаемых АО "РНГ" в проверяемом периоде велась разведка, доразведка, разработка и в настоящий момент продолжает вестись разработка нефтегазоконденсатного месторождения, что также, как указал Фонд, подтверждается записями содержащимися в регистрах бухгалтерского учета (осуществлялись затраты на закупку соответствующего оборудования, материалов, основных средств, на строительство скважин, трубопроводов и др.), осуществлялся прием квалифицированного персонала, основная часть которого осуществляла свою трудовую деятельность в пределах района лицензированного участка, который относится к опасным производственным объектам.
Фонд указывал также, что в целях эффективной организации производственного процесса АО "РНГ" заключает договора подряда со сторонней организацией на выполнение работ по инженерной подготовке и земляных работ, что является еще одним подтверждением осуществления АО "РНГ" деятельности по добыче сырой нефти и газа. Ввод месторождения в промышленную продукцию включает в себя многоэтапный процесс производственной деятельности организации, в связи с чем выпущенная (готовая) продукция до 2016 года отсутствовала; фактически добытым полезным в 2016 году являлась сырая нефть и нефтяной (попутный) газ. В соответствии с положением учетной политики АО "РНГ" готовая продукция учитывалась в составе материально-производственных запасов, и в 2016 году использовалась ОА "РНГ" для собственных нужд, а не для продажи; кроме того, часть готовой продукции передавалась сторонней организации в качестве давальческого сырья.
Таким образом, как указывал Фонд, из совокупности представленных документов, в том числе обстоятельств, установленных в ходе проверки следует, что разработка и ввод в эксплуатацию путем разработки объектов месторождения как раз и рассматривается как неотъемлемая часть процесса добычи нефти и природного газа, характеризует сферу деятельности и процесс производства. Экономическая деятельность заявителя связана с разработкой и вводом в эксплуатацию нефтегазоконденсатного месторождения.
Статьей 4 Закона N 125-ФЗ установлены основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессиональных рисков, следовательно, класс профессионального риска должен определяться именно по фактически осуществляемой застрахованными лицами деятельности.
Объектом обязательного социального страхования являются имущественные интересы застрахованных, связанные с утратой здоровья, при исполнении ими трудовых обязанностей в процессе производственной деятельности, которая зависит от уровня опасности производственного процесса, сложившегося по виду экономической деятельности, а предприятия нефтегазодобывающей промышленности относятся к опасным производственным объектам.
Исходя из смысла Правил N 713, основанием для отнесения страхователя к определенному классу профессионального риска является вид, фактически осуществляемый им деятельности и соответствующий этой деятельности уровень производственного травматизма.
Таким образом, при определении фактического вида (видов) экономической деятельности нельзя исходить только из полученного дохода, но и учитывать признаки характеризующие сферу деятельности и процесс производства, учитывая необходимость соблюдения интересов застрахованных лиц, которым гарантируется возмещение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, источником формирования которого являются страховые взносы.
Более того, как установлено судами, АО "РНГ" владеет лицензией ЯКУ 04493 НЭ на разведку и добычу нефти сырой и газа природного в пределах лицензионного участка Восточные блоки Серднеботуобинского НГКМ, срок окончания действия лицензии- 31.12.2029 (т.д.2, л.82).
Таким образом, указанные Фондом обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора о соответствии решения Фонда по размеру доначисленных страховых взносов, пени и штрафа законодательству.
Судебные акты не содержат мотивированных выводов по указанным выше вопросам, в связи с чем их нельзя признать соответствующими требованиям статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Поскольку выводы судов не соответствуют в полной мер установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в частности, тем, на которые ссылается Фонд в кассационной жалобе, решение Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года подлежат отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции.
На основании изложенного, кассационная коллегия, отменяя решение Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года по делу N А40-23645/2018, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, проверить доводы общества и возражения Фонда о фактически осуществляемой страхователем деятельности и в зависимости от выводов по данному вопросу проверить обоснованность размера дополнительно начисленных обществу страховых взносов, пени, штрафа, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, определить применимое к настоящему спору право, после чего разрешить спор с применением норм права, регулирующих правоотношения сторон, исходя из предмета и оснований заявления страхователя и возражений страховщика.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года по делу N А40-23645/2018,- отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.А. Дербенев |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.