город Москва |
|
13 декабря 2018 г. |
Дело N А40-66961/18-139-639 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации города Липецка: Ковалевой О.В. (дов. N 79-01-16 от 11.09.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Росимущества: Корниенко С.В. (дов. N ДП-10/38701 от 16.11.2018 г.), Овсепян К.Г. (дов. N РБ-16/36170 от 18.09.2017 г.);
от третьего лица ПАО "НЛМК": Михеевой С.В. (дов. от 18.07.2018 г.);
рассмотрев 06 декабря 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июня 2018 г.,
принятое судьей Вагановой Е.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2018 г.,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Захаровым С.Л., Бекетовой И.В.,
по делу N А40-66961/18-139-639
по заявлению Администрации города Липецка (398001, г. Липецк, ул. Советская, д. 5)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9)
о признании незаконным отказа,
третье лицо: ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат",
УСТАНОВИЛ: 26 октября 2017 г. Глава города Липецка обратился в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с заявлением N 2871-01-12 о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 48:20:0035001:243, площадью 712 387 кв.м, расположенного на территории города Липецка.
Письмом от 25 декабря 2017 г. N ЕГ-10/48913 "О безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность" Росимущество отказало в передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность городского округа города Липецка.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что указанный земельный участок застроен объектами публичного акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ПАО "НЛМК"), которое является субъектом естественных монополий, и использование данного участка в интересах и целях муниципального образования не представляется возможным. Кроме того, в соответствии со Схемой территориального планирования Липецкой области земельный участок предназначен для размещения объектов регионального значения.
Считая свои права нарушенными, Администрация города Липецка обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным решения, оформленного письмом от 25 декабря 2017 г. N ЕГ-10/48913 "О безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "НЛМК".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 июня 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Росимущество просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация города Липецка и ПАО "НЛМК" просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Росимущества поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Администрации города Липецка и ПАО "НЛМК" против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 указанной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Пунктом 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Из пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432, следует, что полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Росимущество.
Основания для отказа в безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации перечислены в пункте 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается: если земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей: земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку Росимуществом не доказано наличие оснований для отказа в безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
При этом судами установлено, что письмом от 20 февраля 2017 г. N 132-21/00035 ПАО "НЛМК" известило Росимущество о том, что в границах спорного земельного участка не размещает и размещать не планирует объекты, предусмотренные государственными программами и инвестиционными программами субъекта естественной монополии, а также не ведет деятельность как субъект естественной монополии.
ПАО "НЛМК" подтвердило, что инвестиционные программы субъекта естественных монополий, предусматривающие использование спорного земельного участка, у него отсутствуют.
Отклоняя доводы Росимущества о предназначении спорного земельного участка для размещения объектов регионального назначения согласно схеме территориального планирования Липецкой области, утвержденной Постановлением администрации Липецкой области от 09 октября 2017 г. N 461, суды указали на письмо Управления строительства и архитектуры Липецкой области от 05 февраля 2018 г. N И43-233, которым подтверждается, что в существующей схеме территория земельного участка в качестве территории для размещения объектов регионального назначения не указана.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Росимущества отсутствовали законные основания для отказа Администрации города Липецка в передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июня 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2018 г. по делу N А40-66961/18-139-639 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 09 июня 2018 г. и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2018 г. по настоящему делу, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 07 ноября 2018 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.