город Москва |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А41-36640/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Статинов К.А., доверенность от 11.12.2018;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от Администрации городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области: Стребнев А.В., доверенность от 11.01.2019; от Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 28 февраля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Министерства строительного комплекса Московской области
на решение от 20 сентября 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 14 ноября 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
по делу N А41-36640/18
по заявлению ООО "Усадьба Бакеево"
об оспаривании отказа
к Министерству строительного комплекса Московской области,
третьи лица: Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Усадьба Бакеево" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительного комплекса Московской области (далее - Министерство) от 13.04.2018 в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на объект - малоэтажный жилой дом (состоящий из 4-х жилых блоков), находящийся на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070309:366, и об обязании Министерства выдать обществу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на объект - малоэтажный жилой дом (состоящий из 4-х жилых блоков), находящийся на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070309:366.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области и Администрация городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство строительного комплекса Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третье лицо - Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 14 февраля 2019 года до 21 февраля 2019 года.
До объявления перерыва представитель заинтересованного лица поддержал ходатайство о замене Министерства строительного комплекса Московской области на Министерство жилищной политики Московской области и доводы кассационной жалобы.
Рассмотрев заявление Министерства строительного комплекса Московской области о процессуальной замене Министерства строительного комплекса Московской области на Министерство жилищной политики Московской области, суд кассационной инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 10 Положения о Министерстве жилищной политики Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 688/35 "О формировании Министерства жилищной политики Московской области", находит его подлежащим удовлетворению.
Представители заявителя и Администрации городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2019 года в связи с отсутствием судьи Кузнецова В.В. ввиду пребывания на учебе судебное заседание откладывалось на 28 февраля 2019 года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070309:366, площадью 1.231 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.05.2013.
На момент приобретения указанного земельного участка в собственность общества он был отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имел вид разрешенного использования: для дачного строительства.
Постановлением Правительства Московской области от 12.03.2014 N 150/8 "О включении земельных участков в границы д. Бакеево городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области" земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070309:366 включен в границы д. Бакеево городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области.
Указанным постановлением изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070309:366 на "для малоэтажного строительства".
Таким образом, с даты принятия указанного постановления земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070309:366 отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для малоэтажного строительства.
23.06.2014 Администрацией городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области утвержден ГПЗУ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070309:366.
Указанный ГПЗУ выдан обществу 25.06.2014.
Как следует из указанного ГПЗУ, на земельном участке может быть размещен жилой дом с предельным количеством этажей 4.
16.10.2014 Администрацией городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области обществу выдано разрешение N RU 50531101-061 на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070309:366 малоэтажного жилого дома (состоящего из 4-х жилых блоков) с количеством этажей 2 этажа + мансарда.
04.04.2018 общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на объект - малоэтажный жилой дом (состоящий из 4-х жилых блоков), находящийся на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070309:366.
13.04.2018 Министерство уведомило общество об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Считая указанный отказ незаконным, нарушающим права и обязанности общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из незаконности отказа Министерства в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку законом не исключается возможность ввода в эксплуатацию жилого дома блокированной застройки с последующей постановкой на кадастровый учет частей (блоков) жилого дома, с целью передачи их в собственность участников долевого строительства.
В качестве основания отказа в выдаче разрешения Министерством указано:
- проектом планировки территории предусмотрено дачное строительство, построенный объект капитального строительства не является дачным домом;
- построенный объект капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования земельного участка "для малоэтажного строительства";
- отсутствует заключение органа государственного строительного надзора (построенный объект капитального строительства имеет характеристики не соответствующие части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 6 статьи 55 ГрК РФ, основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации.
Как следует из материалов дела, на момент выдачи градостроительного плана земельного участка, представленного для получения разрешения на строительство, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070309:366 был отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, имел вид разрешенного использования: для малоэтажного строительства.
Указанные характеристики не изменены и на момент рассмотрения спора доказательств иного не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ, жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003, утвержденному приказом Минрегиона Российской Федерации от 24.12.2010 N 778 (далее - СП 54.13330.2011), блокированный жилой дом (дом жилой блокированной застройки) представляет собой здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. Блокированный тип многоквартирного дома может иметь объемно-планировочные решения, когда один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры или когда автономные жилые блоки имеют общие входы, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, инженерные системы.
Как следует из представленных проекта генерального плана малоэтажной застройки, технического плана здания, договоров долевого участия, на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070309:366 обществом возведен жилой дом с количеством этажей три (два этажа и мансарда), состоящий из четырех блоков и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Жилые помещения (блоки) в блокированном доме, возводимом обществом, не имеют помещений общего пользования (межквартирные лестничные площадки, переходные лоджии, лестницы, коридоры, лифты и т.д.), что не позволяет признать эти помещения квартирами в многоквартирном доме исходя из пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Суды обоснованно отметили, что судебной практикой подтверждено, что блокированная жилая застройка не относится ни к индивидуальному жилищному строительству, ни к малоэтажной многоквартирной жилой застройке, а является самостоятельным видом разрешенного использования, и фактически может представлять собой два объединенных общей стеной жилых дома.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ГрК РФ, в отношении жилых домов блокированной застройки с количеством этажей не более чем три экспертиза проектной документации не проводится.
Доводы Министерства о невозможности ввода в эксплуатацию жилого дома блокированной застройки, необходимости постановки на кадастровый учет каждого блока и соответствующей части земельного участка в качестве самостоятельных объектов недвижимости, с последующим вводом в эксплуатацию отдельно каждого блока, обосновано отклонены судами ввиду следующего.
В соответствии частью 1 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, разрешение на строительство было выдано в отношении малоэтажного жилого дома (состоящего из 4-х жилых блоков) с количеством этажей 2 этажа + мансарда.
В соответствии с пунктом 8 статьи 201.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в случае, если застройщиком в установленном федеральным законом порядке получено разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки и застройщиком и участником строительства до даты принятия заявления о признании застройщика банкротом подписан передаточный акт или иной документ о передаче жилого помещения, арбитражный суд по заявлению участника строительства выносит определение о признании права собственности участника строительства на жилое помещение в порядке, установленном статьей 201.8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
На основании изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить Министерство строительного комплекса Московской области на Министерство жилищной политики Московской области.
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2018 года по делу N А41-36640/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.