г. Москва |
|
11 марта 2019 г. |
Дело N А40-24198/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Стрельникова А.И., Чалбышевой И.В.,
при участии в заседании:
от истца: Сачек Т.В. по дов. N 3182 от 01.11.2018
от ответчика: Шаргаева Н.В. по дов. N 207/4/156д от 12.12.2018,
рассмотрев 04 марта 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Минобороны России
на постановление от 27.11.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яремчук Л.А., Елоевым А.М., Юрковой Н.В.,
в деле по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (АО "ГУ ЖКХ")
к Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны России)
о взыскании задолженности по государственному контракту на оказание услуг по поставке тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 604 505,21 руб. за период с 01.01.2016 по 31.10.2016 (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 решение суда отменено, иск удовлетворен.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, решение суда первой инстанции оставить в силе. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представленный АО "ГУ ЖКХ" отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы; представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, между Минобороны России (государственный заказчик) и АО "ГУ ЖКХ" (исполнитель) заключен государственный контракт от 21.09.2015 N 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему организаций, в рамках которого АО "ГУ ЖКХ" в период с ноября 2015 года по октябрь 2016 года поставляло тепловую энергию и горячее водоснабжение для нужд подведомственных Минобороны России организаций и учреждений, в том числе, расположенным на территории города Москвы, Московской, Калужской, Волгоградской, Астраханской, Вологодской, Ярославской, Ивановской, Костромской областей, Республик: Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария и Чечня.
По условиям пункта 2 контракта, исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности, услуги по поставке горячего водоснабжения в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом, а государственный заказчик обязуется организовать прием услуг в объеме, в сроки и на условиях, установленных контрактом, и оплатить фактический объем оказанных услуг в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 4.1 контракта, его цена составляет 22 893 700 810,19 руб. При этом распределение финансовых средств в пределах цены контракта, предназначенных для выплаты государственным заказчиком исполнителю, составляет: на 2015 год - 3 045 486 308 руб.; на 2016 год - 19 848 214 501 руб.
По условиям пункта 4.11 контракта, при исполнении контракта по предложению государственного заказчика допускается увеличение или уменьшение предусмотренного контрактом объема оказываемых услуг, но не более чем на 10 процентов. Стороны вправе при увеличении объема оказываемых услуг, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, изменить цену контракта пропорционально объему дополнительно оказываемых услуг, на установленную в контракте цену единицы услуги, но не более чем на 10 процентов от цены контракта, При уменьшении объема оказываемых услуг стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы услуги.
Истцу для исполнения госконтракта на период с ноября 2015 года по октябрь 2016 года в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Минобороны России от 01.10.2015 N 2251, балансодержателями в безвозмездное пользование предоставлены объекты теплохозяйства Минобороны России (котельные, центральные и индивидуальные тепловые пункты, наружные тепловые сети).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции признал требования АО "ГУ ЖКХ" необоснованными и исходил из отсутствия правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате задолженности.
Между тем, суд апелляционной инстанции, не согласившись с такими выводами суда первой инстанции, отменил решение и удовлетворил иск.
В соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
В силу положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
При этом отсутствие надлежаще установленных тарифов соответствующим органом регулирования не освобождает потребителей от обязанности оплатить фактически потребленные услуги.
Согласно приказу АО "ГУ ЖКХ" N 129/2 от 25.10.2016 истец осуществляет свою деятельность по исполнению госконтракта через созданные по территориальному принципу 38 обособленных подразделений, за каждым из которых закреплена определенная территория обслуживания объектов Минобороны России в пределах Российской Федерации.
При рассмотрении спора судом апелляционной инстанции установлено, что АО "ГУ ЖКХ" в период с 01.01.2016 по 31.10.2016 оказало услуги Минобороны России по поставке тепловой энергии и горячему водоснабжению для нужд подведомственных Минобороны России организаций и учреждений, в том числе расположенным на территориях, закрепленных за ОП "Московское", "Волгоградское", "Подольское", "Ногинское", "Владикавказское", "Верхневолжское".
В соответствии с пунктами 3.3.2 и 4.2 государственного контракта, ответчик обязался оплачивать оказанные услуги в соответствии с тарифами, установленными регулятором.
Согласно пункту 1.9 контракта под фактическим объемом услуг понимается объем услуг теплоснабжения, оказанный в расчетном периоде и определенный с учетом показаний узлов учета тепловой энергии или расчетным способом. Фиксируются оказанные услуги справкой о фактически оказанных услугах, которая является документом, составленным потребителем (госзаказчиком) по форме N 10, установленной приложением к контракту, подтверждающей фактический объем оказанных услуг теплоснабжения и является основанием для составления акта оказанных услуг теплоснабжения, который, в свою очередь, подтверждает фактический объем оказанных услуг на момент проверки.
Объем оказанных услуг, в расчетном периоде, определяется региональным представителем исполнителя на основании справки (пункты 6.1, 6.2 контракта).
Согласно пункту 6.14 контракта в случае превышения показателей, указанных в актах оказания услуг теплоснабжения по отношению к справке, районный представитель государственного заказчика вправе внести соответствующие исправления во все экземпляры актов и заверить их своей подписью и печатью. После чего региональным представителем исполнителя формируется сводный акт, который направляется окружному представителю государственного заказчика.
Судом апелляционной инстанции установлено, что из представленных актов выполненных работ следует, что все они приняты районным представителем государственного заказчика без каких-либо замечаний, о чем свидетельствует подпись и печать, следовательно, они соответствуют первичным справкам о фактически оказанных услугах, предоставленных в адрес исполнителя потребителем в период действия госконтракта, в период с января 2016 года по октябрь 2016 года.
При формировании сводных актов АО "ГУ ЖКХ" было выявлено превышение объема фактически оказанных услуг, установленных приложением N 1 к госконтракту, в связи с чем АО "ГУ ЖКХ" в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России было направлено дополнительное соглашение от 20.01.2017 на увеличение цены государственного контракта, однако какого-либо ответа в адрес истца не последовало, в связи с чем истцом было направлено повторное письмо с аналогичным предложением от 28.04.2017, которое также осталось без ответа. Исполнителем в адрес госзаказчика направлены сводные акты, что подтверждено письмами.
АО "ГУ ЖКХ" на момент исполнения государственного контракта являлось единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 г.г. закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя (ГВС) для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р).
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что факт исполнения АО "ГУ ЖКХ" в спорный период обусловленных госконтрактом от 21.09.2015 N 5-ТХ обязательств подтверждается соответствующими актами приема-передачи услуг, подписанными региональным представителем Минобороны России без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг. Условиями контракта допускается увеличение или уменьшение предусмотренного контрактом объема оказанных услуг, но не более чем на 10%. Со стороны Минобороны России не представлены доказательства по оплате потребленной тепловой энергии и горячей воды за спорный период в достаточном объеме.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает удовлетворение исковых требований по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона, имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции с соблюдением требований статей 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 по делу N А40-24198/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.