г. Москва |
|
12 марта 2019 г. |
Дело N А40-119656/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен 12.03.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Аталиковой З.А., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от ФГУП "Почта России" - не явился, извещен
от Управления Росреестра по г. Москве - Гибадулин И.М.- доверен. от 11.01.19г. 141/19
от ТУ Росимущества в г. Москве - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение от 24.09.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей А.Б. Поляковой,
на постановление от 06.12.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Яковлевой Л.Г., Поповым В.И.,
по делу N А40-119656/18 по заявлению ФГУП "Почта России"
к Управлению Росреестра по г. Москве
третье лицо: ТУ Росимущества в г. Москве
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Киевская, д. 5А, стр. 2, площадью 135,5 кв. м, выразившегося в уведомлении от 28.02.2018 N 77/002/233/2017-2370, о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности зарегистрировать право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Киевская, д. 5А, стр. 2, площадью 135,5 кв. м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2018 по делу N А40-119656/18 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А40-119656/18 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ФГУП "Почта России" в полном объеме.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли отсутствие в ЕГРП записи о регистрации права собственности Российской Федерации на спорные объекты, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А40-119656/18 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ФГУП "Почта России" в полном объеме.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства не явились. ФГУП "Почта России" представлен отзыв. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Управления, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.11.2017 ФГУП "Почта России" обратилось в Управление Росреестра по Москве с целью государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Киевская, д. 5А, стр. 2, площадью 135,5 кв. м.
При этом, в качестве основания для регистрации права заявителем было представлено распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 25.06.2003 N 2771 -р, в соответствии с которым объект недвижимого имущества - административное здание по адресу г. Москва, ул. Киевская, 5а, строение 2 общей площадью 135,5 кв. м передан ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения.
28.11.2017 государственная регистрация была приостановлена по решению регистратора на срок до 28.02.2018, о чем заявителю направлено соответствующее уведомление.
28.08.2018 Управления Росреестра по Москве принято решение N 77/002/233/2017-2370 об отказе заявителю в государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" в отношении данного объекта недвижимости.
При этом, регистрирующий орган указал, что в ЕГРН отсутствует запись о праве собственности РФ, что препятствует регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России".
Данный отказ Управления послужил основанием для обращения предприятия в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом, в силу статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 раздела IV приложения к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Судами установлено, что принадлежность спорного сооружения к федеральной собственности подтверждается представленными в материалы дела распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 25.06.2003 г. N 2771-р.
При этом, право собственности Российской Федерации на объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Киевская, д. 5А, стр. 2, площадью 135,5 кв. м возникло на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, то есть до момента вступления в силу Закона о регистрации N 122-ФЗ (ранее возникшее право), в связи с чем необходимость в государственной регистрации права Российской Федерации на спорное имущество отсутствовала.
ФГУП "Почта России" на регистрацию представлено распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 25.06.2003 N 2771-р, в соответствии с которым объект недвижимого имущества - административное здание по адресу г. Москва, ул. Киевская, 5а, строение 2 общей площадью 135,5 кв. м был передан ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования, поскольку ФГУП "Почта России" представлены достаточные документы, необходимые для государственной регистрации права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А40-119656/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.