13 марта 2019 г. |
Дело N А40-116908/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Дунаевой Н.Ю., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от истца - Префектуры Центрального административного округа города Москвы-не явился, извещен,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЭРГ-АЛ"-Чмель А.А. по дов. от 02.10.2018, Трусов Д.А. по дов. от 22.07.2018,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭРГ-АЛ" (ответчика) на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2018, принятое Панфиловой Г.Е., и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018, принятое судьями Савенковым О.В., Панкратовой Н.И., Алексеевой Е.Б.,
по иску Префектуры Центрального административного округа города Москвы
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭРГ-АЛ",
третьи лица - ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", Госинспекция по недвижимости
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Префектура Центрального административного округа города Москвы (далее - истец, Префектура) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭРГ-АЛ" (далее - ответчик, общество) о взыскании убытков, понесенных за демонтаж самовольного объекта, пристройки, находящегося по адресу: г. Москва ул. Бакунинская вл. 94 стр. 2, в размере 414 150 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", Госинспекция по недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2018 иск удовлетворен. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение и постановление отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В судебном заседании представитель ООО "ЭРГ-АЛ" доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда. Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Префектура является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы. Префектура действует на основании Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (далее - Положение о префектуре).
На основании п. 2.3.5 Положения о префектуре в сфере градостроительной деятельности, предотвращения и противодействия самовольному строительству на префектуру возложены следующие полномочия:
-обеспечивать в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, уведомление собственников (правообладателей) зданий, строений, сооружений (помещений в них) или их законных представителей по вопросам, касающимся восстановления внешних поверхностей здания, строения, сооружения (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, благоустройство территорий после сноса самовольных построек, освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, восстановление внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также размещение сообщений о планируемом сносе самовольных построек на информационных щитах в границах земельных участков, на которых созданы (возведены) самовольные постройки.
На основании п. 2.8 постановления Правительства Москвы N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление Правительства Москвы N 819-ПП) финансирование расходов на снос самовольных построек, освобождение земельных участков и осуществление иных мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.
Распоряжением Префектуры ЦАО г. Москвы от 18.12.2015 N 525-р "О внесении изменений в распоряжение префектуры ЦАО г. Москвы от 22.12.2014 N 535-р" было утверждено государственное задание на выполнение государственной работы (работ) (далее - Задание).
В соответствии с разделом 79 Задания ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" проводит работы по освобождению земельных участков путем сноса самовольных построек - объектов капитального строительства в виде пристроенных и надстроенных помещений площадью до 500 кв. м, из иных материалов, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
На финансовое обеспечение выполнения Задания из бюджета города Москвы была предоставлена субсидия согласно Соглашению о порядке предоставления из бюджета города Москвы субсидии N 15949 от 12.01.2015 и Дополнительного соглашения N 753 от 18.12.2015 к Соглашению N 15949, в размере 2.363.327.175,54 руб.
Во исполнение п. 3.3 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы N 819-ПП Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция по недвижимости) было проведено обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Бакунинская, вл. 94, стр. 2.
Согласно Акту Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 25.09.2015 N9016857/26 по указанному адресу располагается нежилое одноэтажное здание общей площадью 152 кв. м 1900 года постройки. Со стороны двора к зданию примыкает пристройка из быстровозводимых конструкций площадью 110 кв. м (автомойка). На технический учет ГУП "МосгорБТИ" помещение пристройки не поставлено. Сведения об оформленных разрешениях на проведение работ, о выделении земельного участка для целей строительства (реконструкции), отсутствуют.
То есть, пристройка (площадью 110 кв. м) обладает признаками самовольного строительства. Сведения о зарегистрированных правах на помещение пристройки отсутствуют.
Во исполнение п. 4.1.1 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы N 819-ПП Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Автомобильные дороги Центрального административного округа" (ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО") 12.10.2015 был произведен демонтаж пристройки площадью 110 кв. м, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Бакунинская, вл. 94, стр. 2, что подтверждается Актом от 12.10.2015.
Согласно Акту Госинспекции по недвижимости о подтверждении пресечения незаконно (нецелевого) использования земельного участка от 22.10.2015 N 9017579/10 произведен демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов. Демонтированная пристройка располагалась на земельном участке площадью 7022 кв.м, оформленном ОАО "ЭРГ-АЛ" договором аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 06.11.2014 N М-01-045621 сроком действия до 17.09.2063 для эксплуатации помещений в здании административного, производственного и складского назначения.
Фактическим пользователем пристройки (автомойки) являлось ОАО "ЭРГ-АЛ" (в настоящее время - ООО "ЭРГ-АЛ").
Согласно Титульному списку объектов, подлежащих демонтажу в территории ЦАО г. Москвы в 2015 году, стоимость работ по демонтажу пристройки, находящейся по адресу: г. Москва, ул. Бакунинская, вл. 94, стр. 2 площадью 110 кв. м, составила 414.150 руб.
Указанная сумма затрат на демонтаж самовольных объектов рассчитывается исходя из Норматива затрат на оказание государственных услуг государственным учреждениям города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в качестве основных видов деятельности, утвержденных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 21.04.2014 N 05-14-137/4.
Согласно п. 163 Приложения 1 к данному распоряжению норматив затрат составляет 3765 руб. за демонтаж одного квадратного метра самовольной постройки объектов капитального строительства в виде пристроенных и надстроенных помещений площадью до 500 кв. м, из иных материалов.
Площадь вышеуказанной пристройки составляла 110 кв.м. Таким образом, стоимость работ по демонтажу данной пристройки составила 414 150 руб.
Частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Так, согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом по смыслу вышеуказанной нормы закона для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и возникшими убытками, а также размер убытков.
Судами, по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, состав убытков установлен.
В этой связи доводы настоящей жалобы об обратном направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Неправильного применения судом норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 по делу N А40-116908/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи: |
Н.Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.