г. Москва |
|
19 марта 2019 г. |
Дело N А40-45947/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Нечаева С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Губерния" -Степанова Н.В. по дов. от 07.02.2018,
от заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве-не явился, извещен,
от третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы -не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2018, принятое судьей Дружининой В.Г., и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018, принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Пронниковой Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Губерния"
к Управлению Росреестра по Москве,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Губерния" (далее - ООО "Губерния", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным решение об отказе в государственной регистрации, оформленное уведомлением N 77/100/506/2017-9319 от 21.12.2017 и обязании Управления зарегистрировать договор купли продажи N ВАМ(МКИ)21371 от 08.06.2004 с дополнительным соглашением от 23.09.2004, предметом которого является нежилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Анатолия Живова, дом 6, корпус 5, строение 3, площадью 153.7 м2, кадастровый номер 77:01:0004037:3581, заключенный между СГУП по продаже имущества города Москвы и ООО "Губерния".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2018 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, мотивировав тем, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения жалобы возражал, настаивал на законности судебных актов. Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Выслушав представителя ООО "Губерния", обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм права при рассмотрении дела, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.09.2017 ООО "Губерния" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 7:01:0004037:3580, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Анатолия Живова, дом 6, корпус 5. строение 3, общей площадью 153,7 м2 (вх. N 77/100/506/2017-9319).
21.09.2017 Управление приостановило государственную регистрацию права собственности в соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (Уведомление N 77/100/506/2017-9319), указав на то, что заявителем:
- не представлено заявление города Москвы о переходе права;
- из представленных документов не представляется возможным установить способ приватизации объекта недвижимости, документы, подтверждающие соблюдение порядка приватизации объекта при заключении договора купли-продажи N ВАМ(МКИ)21 08.06.2004, в материалы дела не представлены;
- документы, подтверждающие проведение оценки объекта недвижимости в установленном законом порядке не представлены;
- документы, подтверждающие полномочия первого заместителя руководителя Ватолина В.В., подписавшего дополнительное соглашение от 23.09.2004 к договору N ВАМ(МКИ)21371 от 08.06.2004, не представлены.
03.10.2017 ООО "Губерния" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Москве заявления о переходе права города Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0004037:3580, расположенное в здании по адресу: г.Москва, ул. Анатолия Живова, д. 6 к документам с заявлением от 12.09.2017 вх. N 77/100/506/2017-9319, поданным ООО "Губерния", а также доверенности N04/08-23 от 21.06.2004, подтверждающей полномочия Ватолина В.В. первого заместителя руководителя СТУП по продаже имущества города Москвы) на подписание Дополнительного соглашения от 23.09.2004 к Договору купли продажи имущества N ВАМ(МКИ)21371 от 08.06.2004.
21.12.2017 по результатам рассмотрения поступившего заявления Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленное сообщением N 77/100/506/2017-9319, в связи с тем, что причины, послужившие основаниями для приостановления государственной регистрации, не устранены, а также указав, что заявление города Москвы о переходе права не было предоставлено на дату принятия решения о приостановлении государственной регистрации.
При этом, заявление города Москвы о переходе права предоставлено 16.11.2017.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с иском о признании недействительным соответствующего решения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании пункта 2 части 2 статьи 14, пункта 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.
Таким образом, проверка сделки, являющейся основанием для государственной регистрации права, на предмет наличия в ней пороков, влекущих в соответствии с законодательством ее ничтожность, входит в предмет правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Выявление в сделке соответствующих пороков в силу прямого указания закона исключает возможность осуществления государственной регистрации основанного на ней права, поскольку она не влечет его возникновения (статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что 05.09.2000 между Департаментом городского имущества города Москвы и ЗАО "Губерния" заключен договор на аренду нежилого помещения N 1-1398/2000. предметом которого является нежилое помещение общей площадью 153,7 м2, состоящее: подвал, пом. V (комн. 1-17 площадью 147.1 м2; комн. "В" площадью 6.6 м2), по адресу: г. Москва, ул. Анатолия Живова, дом 6, корпус 5, строение 3.
27.03.2003 Распоряжением N 1340-р Департамента решено передать в собственность ЗАО "Губерния" арендуемое нежилое помещение по адресу: г.Москва, ул. Анатолия Живова, дом 6, корпус 5, строение 3 общей площадью 153,7 м2: подвал, пом. V (комн. 1-17; комн. "В") по состоянию на 17.01.2000 согласно выписки ТБТИ Центральное от 20.01.2000;
- установить стоимость объекта 30 740 долл. США по курсу ЦБ на момент оплаты;
- АО "Губерния перечислить 100% стоимости помещения до 20.04.2003;
- СГУГП по продаже имущества г. Москвы обеспечить заключение договора купли-продажи в установленном порядке;
- с момента государственной регистрации договора купли-продажи и полной оплаты за нежилое помещение расторгнуть договор аренды, внести необходимые изменения в базу данных "недвижимость".
ООО "Губерния" создано при преобразовании ЗАО "Губерния" и является его правопреемником (запись в ГГРЮЛ N 1027724013822 от 28.11.2002 содержит указанные сведения).
20.01.2004 Департамент письмом N 04/1106 подтвердил поступление денежных средств от ООО "Губерния" за выкуп нежилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Анатолия Живова, дом 6, корпус 5. строение 3 общей площадью 153.7 м2 в размере 30 711,52 долларов США. 12.05.2004 ООО "Губерния" произвела доплату курсовой разницы в стоимости выкупаемого помещения в размере 828,20 руб., что подтверждается платежным поручением N 96 от 12.05.2004.
08.06.2004 СГУП по продаже имущества города Москвы (Продавец) и ООО "Губерния" (Покупатель) заключен Договор купли продажи имущества NВАМ(МКИ)21371, в соответствии с условиями которого нежилое помещение общей площадью 153.7 кв. м, состоящее: подвал, пом. VIII. 1-17, В), по адресу: г. Москва, ул. Анатолия Живова, дом 6, корпус 5, строение 3, передается собственность ООО "Губерния", право собственности переходит к ООО "Губерния" с момента государственной регистрации, осуществляемой после полной оплаты стоимости выкупаемого помещения.
Согласно п. 7.2. Договора Продавец выдает Покупателю Свидетельство к Договору купли-продажи на нежилое помещение при выполнении Покупателем условия об оплате.
23.09.2004 СГУП по продаже имущества города Москвы (Продавец) и ООО "Губерния" (Покупатель) заключено Дополнительное соглашение к Договору купли продажи имущества N ВАМ(МКИ)21371 от 08.06.2004, согласно условиям которого внесены изменения в п. 12 Договора: адрес и реквизиты покупателя.
ООО "Губерния" оплачены денежные средства по Договору купли продажи имущества N ВАМ(МКИ)21371 от 08.06.2004 в полном объеме (п/п N 70 от 18.04.2003, п/п N 96 от 25.2004, письмо ДИГ г. Москвы N 04/11494 от 25.05.2004).
08.06.2004 СГУП но продаже имущества города Москвы выдано Свидетельство реестр N 16353) к Договору купли-продажи N ВАМ(МКИ)21371 от 08.06.2004 о том, что ООО "Губернии" является собственником помещения по адресу: г. Москва, ул. Анатолия Живова, дом 6, корпус 5, строение 3, площадью 153,7 м2, состоящего: подвал, пом. V (комн. 1-17, В).
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" официально опубликован 26.01.2002 в "Российской газете" N 16 и вступил в силу 26.04.2002.
С заявлением о приобретении в собственность арендуемого нежилого помещения общество обратилось до указанной даты, что следует из содержания Распоряжения ДИГ г. Москвы N 1340-р от 03.2003 со ссылкой на протокол заседания Комиссии но продаже объектов нежилого Фонда города Москвы от 27.03.2002 N 35 в котором рассмотрено обращение Заявителя и принято положительное решение.
В соответствии с п. 2 ст. 43 данного Федерального закона, с даты вступления его в силу, продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта или заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации.
Спорное нежилое помещение было приватизировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, действовавшим до принятия Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ приватизации государственного и муниципального имущества", а потому отказ Управления в государственной регистрации права, обоснованный несоответствием представленных ООО "Губерния" документов (по форме и содержанию) указанному Федеральному закону не основан на нормах права. Иных оснований отказа оспариваемое решение не содержит.
Требование ответчика о предоставлении при государственной регистрации права документов, подтверждающих проведение оценки объекта недвижимости в установленном законом порядке, также не основано на нормах права, кроме того, порядок определения начальной цены объектов приватизации до введения в действие Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ устанавливался программой приватизации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды пришли к выводу о том, что исходя из заключения договора купли продажи N ВАМ(МКИ)21371 от 08.06.2004 в период действия Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001, все требования, установленные к оформлению сделки, сторонами соблюдены.
Согласно ст. 32 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 (ред. от 27.02.2003, действующей на момент заключения договора) "О приватизации государственного и муниципального имущества":
- продажа государственного или муниципального имущества оформляется договором купли-продажи (п. 1).
- обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются (п. 2):
сведения о сторонах договора; наименование государственного или муниципального имущества; место его нахождения; состав и цена государственного или муниципального имущества; в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок и срок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем;
порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество;
сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты;
иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
Обязательства покупателя в отношении приобретаемого государственного или муниципального имущества должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку, за исключением обязательств, не связанных с совершением действий по передаче приобретаемого государственного или муниципального имущества, выполнением работ, уплатой денег.
- право собственности на приобретаемое государственное или муниципальное имущество переходит к покупателю в установленном порядке после полной его оплаты с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (п. 3).
- право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества. Расходы на оплату услуг регистратора возлагаются на покупателя (п. 4).
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что основания для отказа в государственной регистрации у Управления отсутствовали, подтвержден материалами дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная коллегия обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018 по делу N А40-45947/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи: |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.