город Москва |
|
20 марта 2019 г. |
Дело N А40-11973/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.,
судей Крекотнева С.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Мир Звуков": Антонов А.Н. по доверенности от 01.04.2018,
от акционерного общества "МАКС-М": Цыренов А.А. по доверенности от 01.01.2019 N 40 (МСД),
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области: Кондратов А.Е. по доверенности от 10.09.2018 N 8788,
рассмотрев 13.03.2019 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Звуков"
на решение от 24.07.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Абрамовой Е.А.
и постановление от 26.11.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Гармаевым Б.П., Векличем Б.С., Левиной Т.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мир Звуков"
к акционерному обществу "МАКС-М"
о взыскании задолженности,
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Мир Звуков" (далее - истец, ООО "Мир Звуков") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к акционерному обществу "МАКС-М" (далее - ответчик, АО "МАКС-М") с иском о взыскании задолженности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2014 N 50413/76-54005 в размере 713 610 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 27 083,76 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС МО).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Мир Звуков" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
АО "МАКС-М" и ТФОМС МО представили отзыв с возражениями на кассационную жалобу.
Явившийся в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители ответчика и третьего лица возражали против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу, что принятые по делу решение и постановление подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, ООО "Мир Звуков" включено в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Между АО "МАКС-М" (страховая медицинская организация) и ООО "Мир Звуков" (медицинская организация) заключен договор от 01.01.2014 N 50413/76-54005, предметом которого является оказание медицинской организацией необходимой медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и оплата страховой медицинской организацией медицинской помощи, оказанной в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В августе 2017 года медицинской организацией (ООО "Мир Звуков") была оказана медицинская помощь застрахованным в АО "МАКС-М" лицам на общую сумму 3 388 792 руб., однако оплата медицинской помощи произведена ответчиком частично в размере 2 675 182 руб., в соответствии с выделенными объемами застрахованной помощи по ОМС.
Неполная оплата страховой медицинской организацией послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности в размере 713 610 руб., при этом истец также заявил требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 27 083,76 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания заявленной суммы долга со страховой организации.
При этом суд исходил из того, что истец не исполнил свои обязательства по договору надлежащим образом, поскольку предоставил ответчику реестр счетов на бумажном носителе, не прошедший первичную автоматизированную обработку ТФОМС МО, что является препятствием для оплаты услуг, оказанной медицинской организацией; что непредставление надлежащим образом оформленных в соответствии с установленной процедурой документов не позволяет ответчику представить в ТФОМС отчет об использовании средств обязательного медицинского страхования финансового документа, являющегося основанием для финансирования страховой медицинской организации со стороны ТФОМС МО; что ни заключенным договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, ни действующим законодательством в сфере ОМС, включая Территориальную программу ОМС, не предусмотрена оплата медицинской помощи по фактическим понесенным затратам и без учета результатов контроля, аналогичные условия содержатся в договоре, заключенном между сторонами по форме Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н.
Суд также исходил из того, в августе 2017 года истцом фактически были превышены объемы финансирования медицинской помощи на 713 610 руб.; страховое обеспечение по ОМС предусматривает оплату медицинской помощи по тарифам и с учетом результатов контроля, а не возмещение медицинской организации фактических затрат; обязанность ответчика оплатить оказанную медицинскую помощь ограничена по договору пределами объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС; истец не представил доказательств, подтверждающих обоснованность превышения объемов, утвержденных решением Комиссии (повышения заболеваемости, увеличения тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменения их структуры по полу и возрасту), при этом страховая медицинская организация, ни территориальный фонд обязательного медицинского страхования не вправе самостоятельно распределять бюджетные средства и принимать решения об оплате медицинской помощи; представленные истцом выписки из амбулаторных книг не подтверждают того, что помощь оказывалась застрахованным ответчиком лицам.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем, судами обеих инстанций не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно части 5 статьи 10 Закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 81 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров (пункт 8 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Законом (подпункт 1 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Статья 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ предусматривает, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (пункт 1). В случае превышения установленного в соответствии с данным Законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда (пункт 6). Обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств (пункт 7). Решение о предоставлении средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается территориальным фондом после проведения проверки в целях установления причин недостатка целевых средств у страховой медицинской организации.
В соответствии с пунктом 111 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, взаимодействие территориального фонда со страховыми медицинскими организациями и страховых медицинских организаций с медицинскими организациями осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 122 Правил N 158н страховая медицинская организация направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемым с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы и которым решением Комиссии установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой, а также средства для выплаты вознаграждения медицинской организации за выполнение целевых значений доступности и качества медицинской помощи.
Пунктом 123 Правил N 158н определено, что объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача, с учетом условий, указанных в данном пункте.
Согласно пункту 112 Правил ОМС в случае недостатка объема средств страховой медицинской организации для оплаты медицинской помощи в отчетном месяце заявка на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями увеличивается в пределах остатка целевых средств, возвращенных в территориальный фонд в предыдущие периоды.
В соответствии с пунктом 112.2 Правил ОМС при недостатке целевых средств, полученных по заявкам, для оплаты медицинской помощи средства предоставляются из нормированного страхового запаса территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, установленным Федеральным фондом.
Пунктом 3.5 Типовой формы договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.09.2011 N 1030н, предусмотрено право страховой медицинской организации обращаться в территориальный фонд за предоставлением целевых средств из нормированного страхового запаса территориального фонда в случае превышения установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с увеличением количества застрахованных.
С учетом вышеприведенных норм права, федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, бесплатной медицинской помощи, а превышение фактических расходов над запланированными на соответствующий отчетный период основанием для отнесения разницы на финансовые результаты деятельности медицинского учреждения не является.
Объемы медицинской помощи, устанавливаемые медицинской организации на год, могут быть скорректированы, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается Фондом.
Согласно пункту 9 статьи 38 Закона об ОМС основаниями для отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации являются: наличие у страховой медицинской организации остатка целевых средств; необоснованность объема дополнительно запрашиваемых средств, выявленная территориальным фондом по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи и проведения экспертизы качества медицинской помощи; отсутствие средств в нормированном страховом запасе территориального фонда.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик в силу статьи 781 Кодекса - оплатить в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг, оказанные услуги.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.12.2016 N 2679-О, финансирование бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи по Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ осуществляется при участии страховой медицинской организации, которая за счет целевых средств, предоставленных ей через территориальный фонд обязательного медицинского страхования, производит оплату медицинской помощи медицинским организациям на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (статьи 14, 37-39).
Принимая во внимание, что законодательство гарантирует оказание гражданам бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, оказанные медицинским учреждением в надлежащем порядке застрахованным лицам медицинские услуги относятся к страховым случаям и подлежат оплате страховой компанией.
Таким образом, основанием возникновения обязанности ответчика по оплате услуг за счет средств обязательного медицинского страхования является факт их оказания медицинской организацией застрахованным лицам в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Требования истца основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком соответствующей обязанности.
Однако из оспариваемых судебных актов не усматривается, что, рассматривая заявленные исковые требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суды дали надлежащую правовую оценку доводам истца.
Делая вывод о нарушении истцом порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, ввиду представления сведений о застрахованном лице и об оказании ему медицинской помощи в виде документов в письменной форме, а не в электронной форме, прошедших первичную автоматизированную обработку в ТФОМС МО, суды надлежащим образом не проверили доводы истца об отсутствии у него технической возможности сформировать данные о фактически оказанной медицинской помощи в полном объеме, оказанной в спорный период застрахованным лицам, в электронном виде.
Оценка тому обстоятельству, что в программное обеспечение было установлено ограничение на передачу персонифицированных сведений (установлен лимит на включение в счет и реестр счета медицинских услуг) судами не дана.
Кроме того, судами не дана оценка доводам истца о неоднократных обращениях в адрес в ТФОМС МО и Комиссию по разработке программы обязательного медицинского страхования о необходимости устранения ограничений программного комплекса ТАСУ ОМС ЛПУ, не позволяющей генерацию и отправку счета за оказанные услуги, о переносе сдачи счетов в связи с невозможностью их передачи посредством программного комплекса ТАСУ ОМС ЛПУ, которые были оставлены без ответа, а изменения в программное обеспечение, позволяющее истцу сформировать персонифицированные сведения об оказанной медицинской помощи в электронной форме, не внесены.
Ссылка судов на нарушение истцом требований информационного обмена в сфере обязательного медицинского страхования нельзя признать обоснованной, поскольку суды не проверили доводы истца о том, что положения пункта 5 Порядка ведения персонифицированного учета в сфере ОМС (приказ Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 N 29н) устанавливают порядок предоставления сведений о застрахованном лице и об оказанной ему помощи как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме.
В надлежащей проверке также нуждались доводы истца о том, что аналогичный порядок предоставления сведений о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи предусмотрены положениями подпункта 5.2.2 пункта 5.2 Регламента информационного взаимодействия при ведении персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования", в соответствии с которым в случае отсутствия возможности обеспечения юридически значимого документооборота, передаваемые документы должны подтверждаться на бумажных носителях, и положениями пункта 5.13 договора об оказании и оплате медицинской помощи от 01.01.2014 N 50413/76-54005, в соответствии с которым медицинская организация (истец) вправе предъявлять ответчику счета и реестр счетов на бумажном носителе.
При этом положения Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ не предусматривают в качестве последствия нарушения порядка взаимодействия медицинской организации с территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией при ведении персонифицированного учета отказа в оплате оказанных в рамках обязательного медицинского страхования медицинских услуг.
В судебных актах не приведены нормы права, ссылки на условия договора, которыми предусмотрена возможность страховой организации отказаться от оплаты оказанных застрахованным лицам медицинских услуг.
Отказывая в иске, суды сослались на то, что ответчиком произведены выплаты в пределах лимитов в соответствии с условиями договора, что ни заключенным договором, ни действующим законодательством в сфере ОМС не предусмотрена оплата медицинской помощи по фактическим понесенным затратам и без учета результатов контроля, что истцом не доказана обоснованность превышения объемов, утвержденных решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
Вместе с тем, судами не дана оценка доводам истца о неоднократных обращениях в адрес ТФОМС МО и Комиссии по разработке программы обязательного медицинского страхования о необходимости скорректировать утвержденные объемы медицинской помощи в сторону увеличения.
Судами также не устанавливалось, имелось ли превышение общего объема средств, предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования в спорный период, обращалась ли страховая медицинская организация в территориальный фонд для получения недостающих средств из нормированного страхового запаса либо отказа территориального фонда в предоставлении средств по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 38 Закона об ОМС, в том числе по причине их отсутствия в нормированном страховом запасе.
Судами также не исследовался вопрос, чем было вызвано превышение истцом запланированного объема оказанных услуг в спорный период, имел ли право истец отказать в приеме пациентов по обязательному медицинскому страхованию по мотивам превышения запланированных объемов, имела ли право медицинская страховая организация по этим основаниям не оплачивать фактически оказанные услуги, были ли установлены при проведении медико-экономического контроля иные (кроме сверх распределенного объема) нарушения при оказании медицинской помощи со стороны истца, и какие, могут ли они служить основанием для освобождения ответчика от обязанности оплатить оказанные услуги, предъявлял ли ответчик претензии к срокам, качеству и объему оказанных истцом услуг в спорный период.
Суды не учли, что федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медпомощи в рамках программы обязательного медицинского страхования в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание всем застрахованным в системе обязательного медицинского страхования бесплатной медицинской помощи, соответственно, лечебное учреждение не вправе отказать застрахованным лицам в такой помощи, а оказанные сверх установленного объема медицинские услуги являются страховыми случаями и подлежат оплате.
В пункте 110 Правил ОМС установлено, что в соответствии с частью 6 статьи 39 Закона об ОМС оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
Между тем, факт оказания истцом услуг застрахованным лицам в заявленном размере в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, судами не устанавливался, расчет заявленных к взысканию сумм не проверялся.
В подтверждение предъявленных к оплате сумм истцом представлены выписки из амбулаторных карт, выписные эпикризы, реестры счетов на оплату медицинской помощи застрахованным лицам, получившим полис ОМС, за август 2017 года, счет от 11.09.2017 N 59 и сводная справка к реестру счетов N 0817-311701-06/А1, однако судом указанные доказательства не оценены, в судебных актах правовая оценка им не дана, не приведены мотивы, по которым представленные истцом документы не принимаются в качестве доказательств.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а сделанные судами в обжалуемых судебных актах выводы не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, определить, имеет ли истец право в материальном смысле на предъявленные исковые требования либо он такое право утратил в силу конкретных положений закона или договора (указать каких именно), установить факт оказания услуг (отсутствие такового) истцом застрахованным лицам в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования в заявленном размере, проверить обоснованность представленных истцом расчетов долга и процентов; установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в том числе, имелось ли превышение общего объема средств, предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования в спорный период, обращалась ли страховая медицинская организация в территориальный фонд для получения недостающих средств из нормированного страхового запаса либо отказа территориального фонда в предоставлении средств по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 38 Закона об ОМС, в том числе по причине их отсутствия в нормированном страховом запасе; чем было вызвано превышение истцом запланированного объема оказанных услуг, имел ли право истец отказать в приеме пациентов по обязательному медицинскому страхованию по мотивам превышения запланированных объемов, имела ли право медицинская страховая организация по этим основаниям не оплачивать фактически оказанные услуги, были ли установлены при проведении медико-экономического контроля иные (кроме сверх распределенного объема) нарушения при оказании медицинской помощи со стороны истца, и какие, могут ли они служить основанием для освобождения ответчика от обязанности оплатить оказанные услуги, предъявлял ли ответчик претензии к срокам, качеству и объему оказанных истцом услуг в спорный период; наличие/отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость и допустимость всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу N А40-11973/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
М.Д. Ядренцева |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.