г. Москва |
|
1 апреля 2019 г. |
Дело N А40-51754/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен 01.04.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.
судей Каменской О. В., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Лента" - Горбунова М.И. (представителя по доверенности от 30.11.2018);
от Правительства Москвы - Корчемагиной Е.Н. (представителя по доверенности от 05.07.2018), Федотова П.С. (представителя по доверенности от 04.06.2018);
от общества с ограниченной ответственностью "Бутово Молл" - Прокофьева Я.В. (представителя по доверенности от 17.05.2018),
рассмотрев 26.03.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы
на постановление от 17.12.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой Т.Б., Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-51754/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента"
к Правительству Москвы
об оспаривании бездеиствия,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Бутово Молл",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - ООО "Лента" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Правительству Москвы о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечерский пр-д, д. 51, в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (далее - Перечень), а также в не определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункта 1,2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на 2018 год в виде отдельного нормативного правового акта, об обязании в тридцатидневный срок с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу включить в Перечень, нежилое здание с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенное по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечерский пр-д, д. 51, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по городу Москве и разместить его на официальном сайте правительства Москвы или на официальном сайте города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В качестве третьего лица по делу привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бутово Молл" (далее - ООО "Бутово Молл").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 решение Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2018 отменено в части отказа в признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выраженного в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: Москва, пос. Воскресенское, Чечерский пр-д, д. 51, в Перечень и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лента".
Признано незаконным бездействие Правительства Москвы, выраженное в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: Москва, пос. Воскресенское, Чечерский пр-д, д. 51, в Перечне, сформированный на 2018 год.
На Правительство Москвы возложена обязанность включить в Перечень здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, направить измененный перечень, сформированный на 2018 год, в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте Правительства Москвы или на официальном сайте города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Москвы просит отменить постановление и оставить в силе решение, поскольку оно приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права.
В Арбитражный суд Московского округа 25.03.2019 поступил отзыв ООО "Лента" на кассационную жалобу Правительства Москвы, который не подлежит к приобщению к материалам дела, так как подан с нарушением части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно к отзыву не приложен документ, подтверждающий его направление другим лицам, участвующим в деле.
В судебном заседании представители Правительства Москвы поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ООО "Лента" и ООО "Бутово Молл" возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Лента" является собственником недвижимого имущества расположенного по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечерский пр-д, д. 51, а именно: нежилое помещение, площадью 13309 кв.м, кадастровый номер 77:17:0130405:2218 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2218-77/017/2017-5); нежилое помещение, площадью 19,8 кв.м, кадастровый номер 77:17:0130405:2214 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2214-77/017/2017-5); нежилое помещение, площадью 11,5 кв.м, кадастровый номер 77:17:0130405:2212 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2212-77/017/2017-5); нежилое помещение, площадью 6,5 кв.м, кадастровый номер 77:17:0130405:2215 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2215-77/017/2017-5); нежилое помещение, площадью 5,2 кв.м, кадастровый номер 77:17:0130405:2217 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2217-77/017/2017-5).
ООО "Лента" по указанному адресу на праве долевой собственности принадлежит нежилое помещение, площадью 58792,9 кв.м, кадастровый номер 77:17:0130405:2216 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2216-77/2017-5) (доля ООО "Лента" в праве собственности составляет 13352/152655; оставшаяся доля принадлежит ООО "Бутово Молл").
Помещения являются частью нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечерский пр-д, д. 51, введенного в эксплуатацию 02.11.2016 на основании выданного Мосгосстройнадзором разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 77-231000-007550-2016.
Указанное здание 20.12.2016 было поставлено на кадастровый учет с определением его кадастровой стоимости как объекта недвижимости.
Здание расположено на земельном участке площадью 70946 кв.м с кадастровым номером 77:17:0130405:1, имеющем вид разрешенного использования "объекты торговли: торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5); объект придорожного сервиса (4.9.1) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)", находящемся по адресу: г. Москва, поселение Воскресенское, д. Язово.
ООО "Лента" 26.03.2018 обратилось в Правительство Москвы с заявлением о включении здания в Перечень на 2018 год.
На указанное заявление обществу был дан ответ, согласно которому здание с кадастровым номером 77:17:0130405:2211 не было включено в Перечень на 2018 год, поскольку не соответствовало критериям включения в Перечень, установленным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1 Закона Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), так как на момент формирования Перечня на 2018 год установлен вид разрешенного использования земельного участка "под жилищное строительство с развитой инфраструктурой", не предусматривающий размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Полагая, что спорные помещения являются объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, и подлежала включению в Перечень, однако включены в него не были, ООО "Лента" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что здание с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенное по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечерский пр-д, д. 51, не соответствовало критериям включения в Перечень, установленным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона о налоге на имущество организаций; действующим законодательством не предусмотрено включение объектов недвижимости в Перечень на текущий год в течение указанного года; доказательств обращения общества в 2017 году в целях включения объекта в Перечень в материалы дела не представлено.
Суд также счел, что, исходя из толкования пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, независимо от причины не выявления объекта, подлежащего включению в Перечень, объект недвижимости подлежит включению в Перечень только на очередной налоговый период; срок, в течение которых подлежит выявлению соответствующее критериям имущество, законом не установлен.
Кроме того, суд указал на пропуск заявителем срока на обращение в суд с заявленными требованиями, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Повторно рассматривая данное дело, отменяя решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции, оценив доказательства, представленные в материалы дела, применив положения статей 3, 14, пункта 1 статьи 372, статьи 375, пунктов 1, 4, 7 статьи 378.2 НК РФ статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций, установив, что спорный объект является зданием торгового центра, а также то, что все объекты, соответствующие установленным критериям на начало налогового периода, подлежат включению в определяемый уполномоченный органом Перечень, пришел к выводу о том, что в данном случае, вопреки утверждениям суда первой инстанции и Правительства Москвы, здание с кадастровым номером 77:17:0130405:2211 на дату утверждения Перечня на 2018 год соответствовало определенным НК РФ критериям для включения в Перечень, в связи с чем подлежало включению в него.
То обстоятельство, что общество не обращалось в 2017 году к Правительству Москвы с заявлением о включении объектов недвижимости в Перечень на 2018 год не имеет правового значения, поскольку законодательство не связывает включение объекта недвижимости в Перечень с обращением его правообладателя и не подменяет обязанность уполномоченного органа по выявлению всех подлежащих включению в Перечень объектов.
Не включение в Перечень спорного объекта, принадлежащего ООО "Лента", влечет завышение налоговой базы для юридического лица при исчислении налога на имущество организаций, что нарушает права и законные интересы общества.
При этом вывод суда первой инстанции о том, что независимо от причины не выявления объекта, подлежащего включению в Перечень, он подлежит включению в Перечень только на очередной налоговый период, основан на ошибочном толковании пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, сделан без учета фактических обстоятельств дела.
Отклоняя доводы Правительства Москвы и выводы суда первой инстанции об отсутствии у Правительства Москвы информации о спорном объекте на момент формирования Перечня и утверждения проекта нормативного правового акта, суд апелляционной инстанции указал, что с учетом представленного в материалы дела распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 14.08.2017 N 25857 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, оснований полагать, что Правительство Москвы не располагало сведениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не имеется. Отсутствие в информационной базе Правительства Москвы указанных сведений является внутренней организационной проблемой Правительства Москвы, не свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия. При подобных обстоятельствах на общество не могут быть возложены неблагоприятные последствия несвоевременного отражения информации в электронной базе Правительства Москвы.
Таким образом, поскольку изменение разрешенного использования произошло до внесения изменений в спорный Перечень, у Правительства Москвы имелась реальная возможность для включения спорного объекта в Перечень. Доказательств обратного не представлено.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выраженного в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, в Перечень и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лента", а также о том, что заявителем не пропущен, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок подачи настоящего заявления, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования в судебном заседании всех доводов и доказательств лиц, участвующих в деле, соответствуют установленным им обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Спор разрешен судом апелляционной инстанции без нарушения норм процессуального и материального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
Доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у суда апелляционной инстанции оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта на основании статьи 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 по делу N А40-51754/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е. Е. Шевченко |
Судьи |
О. В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.