г. Москва |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А40-134037/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Юрочкин А.А. по дов. от 29.12.2018;
от ответчика: Озерова Н.А. по дов. от 11.04.2018;
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев 03 апреля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления организации торгов Самарской области
на решение от 19 сентября 2018 года,
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление от 17 декабря 2018 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Чеботаревой И.А., Красновой Т.Б., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-134037/18,
по заявлению Главного управления организации торгов Самарской области
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: ПАО "Ростелеком", ПАО "Мегафон", ООО "АЭЛЬ-РТС Инжиниринг", ГКУ Самарской области "Безопасный регион"
о признании незаконным решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Главное управление организации торгов Самарской области (далее - Заявитель, Заказчик, Главное управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - заявитель, антимонопольный орган, ФАС России) от 20.03.2018 по делу N 18/44/105/211.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены ПАО "Ростелеком", ПАО "Мегафон", ООО "АЭЛЬ-РТС Инжиниринг", ГКУ Самарской области "Безопасный регион".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Главное управление организации торгов Самарской области, не согласившись с выводами судов первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене судебных актов в связи с применением судами норм материального права, не подлежащих применению, а также не применением норм материального права, подлежащих применению, указывает на не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В заседании кассационной инстанции представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России против ее удовлетворения возражал. Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители лиц третьих лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Как установлено судебными инстанциями, Главное управление организации торгов Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.12.2005 N 165 "О принятии Положения о Главном управлении организации торгов Самарской области" является органом исполнительной власти Самарской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Самарской области.
В рамках своих полномочий 06.03.2018 Главное управление разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещение N 0142200001318002246 о проведении запроса предложений для определения исполнителя услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории Самарской области (далее - Запрос предложений).
Целью оказания услуг является: создание, развитие, модернизация и техническая эксплуатация территориально распределенной системы автоматизированной фиксации нарушений Правил дорожного движения на территории Самарской области и сбора, хранения и передачи информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств на территории Самарской области, включая приобретение услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушении транспортными средствами Правил дорожного движения на территории Самарской области.
При оказании услуг исполнитель контракта обязан разместить на территории Самарской области стационарные и мобильные средства фиксации нарушений Правил дорожного движения и обеспечить передачу информации о нарушениях в единую автоматизированную информационную систему УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области.
Согласно пункту 24 Информационной карты запроса предложений участники закупки в составе заявки должны предоставить копию лицензии, выданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"( далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с Протоколом проведения запроса предложений от 12.03.2018 для закупки N 0142200001318002246 заявка ПАО "Ростелеком" признана не соответствующей требованиям документации запроса предложений, поскольку в представленной лицензии отсутствовало место оказания услуг - Самарская область.
ПАО "Ростелеком" обратилось в ФАС России с жалобой на действия Единой комиссии Заявителя при проведении Запроса предложений.
По результатам рассмотрения указанной жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки ФАС России вынесено Решение от 20.03.2018, согласно которому жалоба признана обоснованной, в части действий Заявителя выявлено нарушение части 10 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Также на основании указанного решения ФАС России выдано Предписание от 20.03.2018 по делу N 18/44/105/211 об устранении нарушения.
Не согласившись с вынесенными Заинтересованным лицом решением и предписанием, посчитав их нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды ссылаются на то, что пунктом 24 Информационной карты запроса предложений, в документации о запросе предложений не установлено требования о наличии в лицензии сведений у участника закупки права на осуществление соответствующей деятельности на территории Самарской области, отсутствие оснований для отклонения заявки ПАО "Ростелеком" на первом этапе проведения закупки, наличие правовых оснований для осуществления деятельности в соответствии с данной лицензией на территории Российской Федерации, возможности в дальнейшем затребования лицензии на осуществление соответствующей деятельности на территории Самарской области, после обращения ПАО "Ростелеком" в УФСБ России по Самарской области за получением указанной лицензии, указали, что заявителем не доказано несоответствие оспариваемых решения и предписания ФАС России требованиям закона, а также не доказан факт нарушения прав и законных интересов, при этом удовлетворение требований заявителя не приведет к восстановлению нарушенных прав.
В то же время, суды не учли следующее.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установили суды и что подтверждается материалами дела, согласно пункту 24 Информационной карты запроса предложений участники закупки в составе заявки должны предоставить копию лицензии, выданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - лицензия).
В соответствии с техническим заданием, размещенным в составе документации запроса предложений, целью оказания услуг является: создание, развитие, модернизация и техническая эксплуатация территориально распределённой системы автоматизированной фиксации нарушений Правил дорожного движения на территории Самарской области и сбора, хранения и передачи информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств на территории Самарской области, включая приобретение услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушении транспортными средствами Правил дорожного движения на территории Самарской области.
С учетом изложенного, заказчиком определены единые требования, которым должен соответствовать участник закупки, в том числе - участник закупки должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности, определенной запросом предложений с правом выполнения работ, оказания услуг на территории Самарской области, копия лицензия должна соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 313.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Правовая основа лицензирующей деятельности определена Законом о лицензировании и Положением о лицензировании, которыми предусмотрен порядок лицензирования вышеуказанной деятельности и лицензионные требования.
В Законе о лицензировании предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункты 2, 3 части 1 статьи 15).
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Законом о лицензировании предусмотрена возможность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (часть 1 статьи 18), кроме того, предусмотрено условие о том, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18).
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Частью 2 ст. 18 Закона о лицензировании определено, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.
Пунктом 9 Положения о лицензировании установлено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес сведения, в том числе о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности.
Таким образом, из содержания Закона о лицензировании, Положения о лицензировании следует, что выданная в установленном действующим законодательством порядке лицензия позволяет лицу, получившему ее, беспрепятственно осуществлять лицензируемый вид деятельности на всей территории РФ, но соблюдением определенных условий. К таковым относятся случаи, когда лицо, получившее лицензию на территории одного субъекта РФ, имеет намерение осуществлять лицензируемый вид деятельности на территории иного субъекта РФ, что возможно лишь при прохождении процедуры переоформления соответствующей лицензии.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что отсутствие в представленной лицензии указания на место осуществления деятельности - Самарская область не является препятствием в осуществлении деятельности являются неправомерными и противоречат требованиям Закона о лицензировании.
Кроме того, для разрешения вопроса о соответствии заявки требованиям законодательства с позиции о возможности переоформления лицензии в дальнейшем, в процессе осуществления деятельности также следует отметить, что отсутствие в лицензии в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности Самарская область означает, что на момент представления документов к заявке лицензия не соответствовала требованиям законодательства относительно к требованиям данного запроса предложений.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Данный вывод подтверждается судебной практикой - Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2018 г. N 301-КГ18-2640.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 сентября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 года по делу N А40-134037/2018 отменить.
Признать незаконными Решение, Предписание Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 20.03.2018 по делу N 18/44/105/211.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.