город Москва |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А41-30892/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Главы КФХ Васильевой Г.Е.: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: Поздеевой Ю.С. (дов. N 434-Д от 25.12.2018 г.);
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 17 апреля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2018 г.,
принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2018 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Коноваловым С.А., Пивоваровой Л.В.,
по делу N А41-30892/18
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Васильевой Г.Е. (ОГРНИП 318502200005904; 142903, Московская область, г. Кашира, ул. Ленина, д. 9, кв. 18)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143403, Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконными действий,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; Министерство имущественных отношений Московской области; Администрация Раменского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ: Васильевой Г.Е. (далее - Глава КФХ Васильева Г.Е., заявитель) на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:15 общей площадью 41 000 кв.м (доля в праве 1/41), о чем в ЕГРП 30 ноября 2005 г. внесена запись регистрации N 50-50/23/084/2005-155.
В результате проведения межевых работ указанный земельный участок площадью 1 024 кв.м был выделен из состава первоначального участка с кадастровым номером 50:23:0050181:15 и 18 октября 2017 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:23:0050181:645.
Васильевой Г.Е. 19 февраля 2018 г. было зарегистрировано крестьянско-фермерское хозяйство, состоящее из 1 члена, с присвоением кодов ОКВЭД 01.13.1 "выращивание овощей", ОКВЭД 01.13.31 "выращивание картофеля", ОКВЭД 01.24 "выращивание семечковых и косточковых культур", ОКВЭД 01.19.2 "цветоводство", ОКВЭД 01.25.1 "выращивание прочих плодовых и ягодных культур".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, он относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
13 марта 2018 г. Васильева Г.Е. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) для регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:645.
23 марта 2018 г. Управлением Росреестра по Московской области принято решение о приостановлении государственной регистрации, поскольку у регистратора имелись основания полагать, что участок может быть использован не целевому назначению.
В связи с истечением срока приостановления государственной регистрации, 22 июня 2018 г. Управлением Росреестра по Московской области принято решение N 50/022/100/2018-147, 48 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:645.
Считая свои права нарушенными, Глава КФХ Васильева Г.Е. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными действий по принятию решения N 50/022/100/2018-147, 148 от 22 июня 2018 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:645, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское и обязании провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:645, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское. Заявителем также заявлено требование о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. и на оплату юридических услуг в размере 60 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2018 г., заявленные требования удовлетворены. С Управления Росреестра по Московской области в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. и на оплату юридических услуг в размере 30 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказано.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Управления Росреестра по Московской области, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1) и земли населенных пунктов (подпункт 2).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Пунктом 1 статьи 6 Закона Московской области от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного на территории Московской области" (далее - Закона МО N 75/2004-ОЗ) установлен минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения равный 2,0 га.
В силу пункта 3 названной статьи нормы минимальных размеров земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются к земельным участкам: предоставленным для ведения сельского хозяйства либо сформированным в счет долей в праве общей собственности на земельный участок до вступления в силу настоящего Закона; в случае выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Федерального закона; если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья 1 Закона МО N 75/2004-ОЗ содержит аналогичное положение о нераспространении действия данного закона в отношении таких земельных участков.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости приостановление государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что заявитель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства с 19 февраля 2018 г. и согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности является овощеводство.
На регистрацию были представлены решение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства и технологическая карта от 20 февраля 2018 г. возделывания картофеля, что подтверждается распиской в получении документов, делом правоустанавливающих документов.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:00501181:645 был выделен из земельного участка площадью 41 000 кв.м, который сформирован и поставлен на кадастровый учет 18 октября 2017 г., т.е. после вступления в силу Закона МО N 75/2004-ОЗ, относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеет разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Установив указанные обстоятельства, суды правомерно применили пункт 3 статьи 6 Закона МО N 75/2004-ОЗ.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2018 г. по делу N А41-30892/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.