город Москва |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А40-142219/18-139-1608 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Аэропорт Кольцово": Шлыкова А.А. (дов. N 037/УК от 25.03.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Росавиации: Коблова Д.С. (дов. N Д-14.3/173 от 24.12.2018 г.);
от третьего лица Минфина России: Лобовой Е.Н. (дов. N 01-10-08/93 от 25.07.2016 г.);
рассмотрев 14 мая 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2019 г.,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-142219/18-139-1608
по заявлению публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово"
к Федеральному агентству воздушного транспорта
о признании незаконным решения,
третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: публичное акционерное общество "Аэропорт Кольцово" (далее - ПАО "Аэропорт Кольцово", общество, заявитель) обратилось в Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация) с заявлениями от 10 января 2018 г. о предоставлении субсидий за 2017 год в размере 6 014 915 руб. 73 коп. (N ВХ-935) и от 20 февраля 2018 г. о предоставлении субсидий за 2017 год в размере 10 766 960 руб. 82 коп. (N ВХ-9535) в соответствии с положениями Правил предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. N 1665 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них" (далее - Правила предоставления субсидий), поскольку заявитель в 2017 году в соответствии с действующими нормативными правовыми актами без взимания платы оказал услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.
Решением Росавиации, изложенном в письме от 13 марта 2018 г. N исх.-5757/13, заявителю отказано в предоставлении субсидии, в связи с исчерпанием по состоянию на 06 марта 2018 г. лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства воздушного транспорта на цели предоставления субсидий.
Считая свои права нарушенными, ПАО "Аэропорт Кольцово" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росавиации о признании незаконным указанного решения и о возложении обязанности на Росавиацию принять решение о предоставлении субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Росавиация просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Аэропорт Кольцово" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Отзыв от Минфина России не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Росавиации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ПАО "Аэропорт Кольцово" против ее удовлетворения возражал. Представитель Минфина России с доводами кассационной жалобы согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил предоставления субсидий основанием для отказа организации в предоставлении субсидии является отсутствие в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального агентства воздушного транспорта как получателя средств федерального бюджета на цели предоставления субсидий.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2018 г. N 32-П положения пункта 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не обеспечивается определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за оказанные услуги, в случае исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств на возмещение недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг и при отказе уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Росавиации не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в данном случае, отказав в предоставлении субсидии по мотиву исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств, Росавиация по существу лишила общество права на возмещение стоимости оказанных услуг, в то время как государство не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2019 г. по делу N А40-142219/18-139-1608 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.