г. Москва |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А41-74861/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании: от заявителя: федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" - Зачиняев С.В., представитель по доверенности от 21 декабря 2018 года ; от заинтересованного лица: государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" - Васильева Н.Р., представитель по доверенности от 24 апреля 2019 года ; от третьих лиц: от Комитета лесного хозяйства Московской области - Васильева Н.Р., представитель по доверенности от 24 апреля 2019 года ; от государственного лесного инспектора Московской области - старшего участкового лесничего Ермакова Алексея Григорьевича - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании 22 мая 2019 года кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" на решение от 26 декабря 2018 года, Арбитражного суда Московской области, принятое судьей Кузьминой О.А., на постановление от 21 марта 2019 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Немчиновой М.А., Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н., по делу N А41-74861/2018,
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы"
к государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес"
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, государственный лесной инспектор Московской области - старший участковый лесничий Ермаков Алексей Григорьевич,
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Канал имени Москвы" (далее - заявитель, ФГБУ "Канал имени Москвы") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес" (далее - ГКУ "Мособллес") об оспаривании предписания от 05 июля 2018 года N 4-206/2018 об устранении нарушений лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2019 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, ФГБУ "Канал имени Москвы" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Канал имени Москвы" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ГКУ "Мособллес" и Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при проведении государственным лесным инспектором ГКУ "Мособллес" патрулирования территории лесного фонда по маршруту N 11 в квартале 22 в выделах 48, 6, 7, 18, 19, 41 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи д. Варварино Дмитровского муниципального района Московской области, целевое назначение - защитные леса, категория защитности 1 и 2 пояс зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения обнаружено нарушение лесного законодательства, а именно: по завершении работ по расширению просеке ЛЭП ВЛ - 110кВ "Икша 1 - Комсомольская" организацией ФГБУ "Канал имени Москвы" было допущено захламление лесных участков горючими материалами, а именно древесиной с необрубленными сучьями и не уложены в штабеля древесина складирована в плотную к стене леса и не окаймлена минерализованной полосой на площади 2,5 га.
За нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима введенного в Московской области с 01 мая 2018 года Постановлением Губернатора Московской области от 17 апреля 2018 года N 155-ПГ, в отношении заявителя 05 июля 2018 года составлен протокол N 4-206/2018 об административном правонарушении и выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: очистить лесные участки от порубочных остатков, сложить древесину в штабеля и окаймить минерализованной полосой на площади 2,5 га или вывезти древесину с лесного участка.
Не согласившись с предписанием, ФГБУ "Канал имени Москвы" обратилось в суд.
Удовлетворяя требования Комитета, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 45, 53, 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 (далее - Правила использования лесов), Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила N 417), Постановлением Губернатора Московской области от 17 апреля 2018 года N 155-ПГ "Об особом противопожарном режиме на территории Московской области", пришел к выводу, что на ФГБУ "Канал имени Москвы", как пользователя леса, возложена обязанность содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах, а в настоящем случае обстоятельства совершения неправомерных действий и виновность юридического лица в нарушении правил пожарной безопасности в лесах подтверждаются собранными по делу доказательствами, в связи с чем оспариваемое предписание является законным. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В части полномочий ГКУ "Мособллес" на выдачу соответствующего предписания, судами указано, что в соответствии со статьями 83, 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 16 апреля 2013 года N 30-10-Р ГКУ "Мособллес" наделен правом выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений лесного законодательства и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Указанная норма также содержится в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов.
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
В данном случае ФГБУ "Канал имени Москвы" не обеспечило уборку по расчистке ЛЭП порубочных остатков, что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале, допустило то обстоятельство, что неубранная древесина не отделена минерализованной полосой, лежит у стены леса.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами N 417.
Пунктом 19 Правил N 417 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 21 Правил N 417 складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
- от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
- от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Пунктом 35 Правил N 417 установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В период с 01 мая 2018 года Постановлением Губернатора Московской области от 17 апреля 2018 года N 155-ПГ "Об особом противопожарном режиме на территории Московской области" установлен особый противопожарный режим на территории Московской области, который длится по настоящее время.
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся, в том числе, в статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении требований Правил N 417, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил N 417).
Таким образом, учитывая, что ФГБУ "Канал имени Москвы" допущено нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах в период действия режима повышенной готовности, ГКУ "Мособллес" является уполномоченным органом по контролю за соблюдением лесного законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и не нарушает прав заявителя.
В части доводов о наличии контракта на выполнение работ по очистке охранных зон трассы, судами указано, что указанный контракт не освобождает ФГБУ "Канал имени Москвы" от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи.
Доводы кассационной жалобы о нарушении ГКУ "Мособллес" установленного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядка проведения проверки, в части отсутствия распоряжения о проведении проверки при патрулировании территории, были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов.
Суды пришли к выводу о том, что в данном случае проверка не назначалась и фактически не проводилась, а проводилось маршрутное патрулирование участков лесного фонда, которое является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Закон о защите прав юридических лиц в рассматриваемом случае не применим.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2019 года по делу N А41-74861/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.