г. Москва |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А41-78535/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2019.
Полный текст постановления изготовлен 27.06.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - не явился, извещен,
рассмотрев 20 июня 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области
на решение от 28.11.2018
Арбитражный суд Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р. Ш.,
на постановление от 21.03.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Знаменское"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица: Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области
об оспаривании решений и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ: ЗАО "Знаменское" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о:
признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 06.11.2018 N МО-18/РКФ-513490 об отказе в учете изменений объекта недвижимости;
об обязании Управления Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765 и 50:19:0000000:23743 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.11.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019, заявленные требования удовлетворены.
Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области и Управлением Росреестра по Московской области поданы кассационные жалобы, согласно которым заинтересованное лицо и третье лицо просят решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб указывают, что решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 06.03.2019 N 337/35 утверждён Генеральный план Рузского городского округа Московской области и признан утратившим силу Генеральный план сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района от 25.01.2013 N 55/290.
В соответствии с вышеназванным утвержденным генеральным планом спорные земельные участки находятся за пределами границ населенного пункта и расположены в функциональных зонах: зоне объектов сельскохозяйственного производства (СХ-3), зоне водных объектов.
Заявители жалоб считают, что до утверждения генерального плана Рузского городского округа оснований для перевода земель из одной категории в другую у Управления Росреестра по Московской области не имелось.
Указывают, что в реестре объектов кадастра недвижимости сведения о местоположении границ территориальных зон городского коруга Рузский московской области отсутсвуют.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
ЗАО "Знаменское" представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Судами установлено, что ЗАО "Знаменское" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765 площадью 25147+/-904 кв.м и 50:19:0000000:23743 площадью 29814+/- 2017 кв.м., категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения".
ЗАО "Знаменское" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением, в котором просило осуществить государственный учет изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765, 50:19:0000000:23743 в связи с изменением категории земель, к которой отнесены земельные участки, поскольку в соответствии с утвержденным генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области указанные земельные участки включены в границы населенного пункта - д. Воскресенское.
Управлением Росреестра по Московской области приняты решения от 06.11.2018 N МО-18/РКФ-513490 и N МО-18/РКФ-513458 об отказе в учете изменений объектов недвижимости, поскольку в реестре объектов недвижимости отсутствуют сведения о границе населенного пункта, в которую входят земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765 и 50:19:0000000:23743.
Полагая указанные решения незаконными, нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290 утверждён Генеральный план сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, опубликованное в газете "Красное Знамя" N39/2 от 05.10.2013.
Решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 16.10.2017 N 131/12 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. ст. 5, 7, 8, 15, 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суды, установив, что факт нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765 и 50:19:0000000:23743 в границах населенного пункта в соответствии с принятым решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290 подтверждается материалами дела, в том числе заключением кадастрового инженера N 54-Э/2018, N 55-Э/2018, письмом Администрации Рузского городского округа Московской области, принимая во внимание, что отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления по осуществлению своих полномочий не должно нарушать права и законные интересы физических и юридических лиц, пришли к выводу, что требование о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 06.11.2018 N МО-18/РКФ-513490 и N МО-18/РКФ-513458 подлежит удовлетворению.
Вывод судов о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 06.11.2018 N МО-18/РКФ-513490 и N МО-18/РКФ-513458 соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (часть 5 статьи 201 Кодекса).
Суд, установив незаконность решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 06.11.2018 N МО-18/РКФ-513490 и N МО-18/РКФ-513458, правомерно обязал Управление Росреестра по Московской области внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, в части касающейся изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765, 50:19:0000000:23743 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Доводы заявителей жалоб, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, судебная коллегия в данном случае не находит, считает кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению; решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда - подлежащими оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражный суд Московской области от 28 ноября 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2019 года по делу N А41-78535/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
В. В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.