город Москва |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А40-187928/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Мустаева В.Я., доверенность от 25.07.2016;
от третьих лиц: от Федерального казначейства: Биджиев А.Б., доверенность от 13.12.2018; от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Минфина Карачаево-Черкесской Республики, УФК по Карачаево-Черкесской Республике: представители не явились, извещены;
рассмотрев 20 июня 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
третьего лица - Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики
на решение от 16 ноября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление от 25 февраля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
по делу N А40-187928/18
по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики
об оспаривании приказа и извещения
к Минфину России,
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Минфин Карачаево-Черкесской Республики, УФК по Карачаево-Черкесской Республике, Федеральное казначейство,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее - Правительство КЧР) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минфину России о признании недействительными приказа от 03.05.2018 N 395 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" и извещения от 18.05.2018 N 19-09-05/33574 о принятии решения о бесспорном взыскании.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Минфин Карачаево-Черкесской Республики, УФК по Карачаево-Черкесской Республике и Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 ноября 2018 года в удовлетворении требований Правительства КЧР об оспаривании приказа Минфина России от 03.05.2018 N 395 отказано, в части требований об оспаривании извещения о принятии решения о бесспорном взыскании от 18.05.2018 N 19-09-05/33574 производство по делу прекращено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель и третьи лица - Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Минфин Карачаево-Черкесской Республики, УФК по Карачаево-Черкесской Республике, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица - Федерального казначейства возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 и пунктом 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Минфин России имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно пункту 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Как указано выше, виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, установлены в главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлена ответственность за нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств.
Указанные нарушения влекут за собой бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с 16.01.2018 по 05.02.2018 Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике в отношении Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в Министерстве сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, предоставленных Карачаево-Черкесской Республике в 2015 году.
В результате контрольных мероприятий установлено следующее бюджетное нарушение.
Между Минсельхозом России и Правительством КЧР заключено соглашение от 27.05.2015 N 784/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета Карачаево-Черкесской Республики в 2015 году.
Предметом соглашения N 784/10-с являлось предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на мероприятие "Развитие подотрасли растениеводства, переработки реализации продукции растениеводства" государственной программы Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа).
Установлено нарушение условий софинансирования, которое выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 253.075,28 руб.
За совершение данного нарушения предусматривается применение бюджетной меры принуждения в порядке статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанная сумма отражена в оспариваемом приказе.
Факт нарушения подтверждается актом камеральной проверки Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 05.02.2018.
Во исполнение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих содержание акта от 05.02.2018, судам не представлено.
Как обоснованно отмечено судами, представленный акт проверки от 05.02.2018 по смыслу статей 64, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является надлежащим доказательством наличия выявленных нарушений.
С учетом наличия выявленных в ходе проведения проверки нарушений суды не нашли оснований для признания незаконным и отмене приказа от 03.05.2018 N 395 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Также судами установлено, что порядок принятия приказа не нарушен.
Производство по делу об оспаривании извещения о принятии решения о бесспорном взыскании от 18.05.2018 N 19-09-05/33574 прекращено судами правомерно применительно к положениям пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае извещение не является ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 ноября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2019 года по делу N А40-187928/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.