г. Москва |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А40-170957/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Дзюбы Д.И., Чалбышевой И.В.
при участии в заседании:
от истца - Добрынина М.Н., дов. от 04.04.2019 г.;
от ответчика - Эсмедляев Р.М., дов. от 05.04.2019 г., Пронин А.Н., дов. от 16.04.2019 г.,
рассмотрев 17 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Техническая эксплуатационная компания - Дом"
на решение от 10 декабря 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Худобко И.В.,
на постановление от 25 марта 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Гармаевым Б.П., Поповой Г.Н.,
по иску ООО "Чистый Город" (ИНН 5024138494, ОГРН 1135024005533)
к ООО "Техническая эксплуатационная компания - Дом" (ИНН 7715629030, ОГРН 1067761303037) и ОАО "494 УНР" (ИНН 7715555162, ОГРН 1057746305209)
об обязании передать документы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" обратилось с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ТЭК-Дом" и Открытому акционерному обществу "494 УНР": об обязании ООО "ТЭК-Дом" и ОАО "494 УНР" в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу передать ООО "Чистый Город" техническую документацию на многоквартирные дома, расположенные по адресам: Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 3 корп. 1; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 3 корп. 2; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 7; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Советский пр-т, д. 98; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Советский пр-т, д. 100: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, проверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или проверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков; план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление); сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции, а также об обязании ООО "ТЭК-Дом" и ОАО "494 УНР" в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу передать ООО "Чистый Город" документы, связанные с управлением многоквартирным домом, на многоквартирные дома, расположенные по адресам: Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 3 корп. 1; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 3 корп. 2; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 7; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Советский пр-т, д. 98; Московская область, Одинцовский р-он, с. Немчиновка, ул. Советский пр-т, д. 100: копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2019 года, заявленные требования были удовлетворены частично.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ООО "Техническая эксплуатационная компания - Дом" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить в части удовлетворенного иска к ООО "Техническая эксплуатационная компания - Дом" и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представители ООО "Техническая эксплуатационная компания - Дом" поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представитель истца в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал.
ОАО "494 УНР", надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Чистый город" было выбрано в качестве управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами по итогам открытого конкурса, проведенного 10.04.2018 Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на основании ч. 13 ст. 161 ЖК РФ. При этом результаты конкурса, состоявшегося 10.04.2018, были отражены в протоколе N 1/3/2018, а также согласно требованиям ч. 4.1 ст. 161 ЖК РФ на сайте torgi.gov.ru, являющимся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" официальным сайтом для размещения информации о проведении торгов, при этом данный конкурс, проведенный 10.04.2018, не был признан несостоявшимся в предусмотренном действующим законодательством порядке. Законность оснований осуществления ООО "Чистый город" деятельности по управлению вышеуказанными многоквартирными домами подтверждена, в том числе, Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ) в письме от 01.06.2018 N 08исх-8275/с.
Согласно п. 90 "Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (далее - Порядок проведения открытого конкурса), победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств. Пунктом 91 Порядка проведения открытого конкурса на победителя конкурса возложена обязанность направить подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом положений о необходимости осуществления победителем открытого конкурса иных мероприятий, в том числе, обязывающих, по мнению ответчика (ООО "ТЭК-Дом), ООО "Чистый город" заключить договоры управления более чем с половиной собственников помещений в многоквартирном доме, заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также принять многоквартирный дом в течение 30 дней в управление, ни статья 162 ЖК РФ, ни Порядок проведения открытого конкурса в редакции, действующей с момента возникновения у истца обязательств по управлению перечисленными ранее многоквартирными домами, не содержат.
Кроме того, с момента внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации ООО "Чистый город" в рамках управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1, ул. Связистов, д. 3 корп. 1, ул. Связистов, д. 3, корп. 2, ул. Связистов, д. 7, Советский пр-кт, д. 98, Советский пр-кт, д. 100, оказываются услуги и выполняются работы в соответствии с Перечнем обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме - Приложение 2 к договору управления (далее - Перечень обязательных работ и услуг), в частности, ООО "Чистый город" проводится дефектовка внутриинженерных систем горячего и холодного водоснабжения согласно схеме разграничения ответственности управляющей организации и собственника (п. 15.1 Перечня обязательных работ и услуг), осуществляется уборка придомовой территории и выкашивание газонов (п. 21 Перечня обязательных работ и услуг), чистка и дезинфекция, устранение засоров мусоропровода (п. 13 Перечня обязательных работ и услуг), вывоз твердых бытовых отходов из мусоросборной камеры (п. 22.1 Перечня обязательных работ и услуг), оказываются и выполняются другие услуги и работы, предусмотренные указанным Перечнем.
Таким образом, ООО "Чистый город" фактически выполняет работы и оказывает услуги по обслуживанию и управлению указанными выше многоквартирными домами, в связи с чем доводы ответчика в жалобе об уклонении истца от управления многоквартирными домами не соответствует обстоятельствам дела и противоречит представленным доказательствам.
Кроме того, принимая решение и постановление, суд пришел к обоснованному выводу о том, что уклонение ответчика от соответствующей обязанности по передаче истцу как новой управляющей компании соответствующих документов, фактически создает препятствия для исполнения возложенных на истца обязанностей по управлению спорными многоквартирными домами.
Так, управление перечисленными выше многоквартирными домами осуществлялось ООО "ТЭК-Дом" в соответствии с ч. 14 ст. 161 ЖК РФ. Указанной нормой права определено, что управление многоквартирным домом управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, осуществляется до момента заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.
В соответствии с ч. 5, ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного ч. 4 названной статьи открытого конкурса, в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (порядок заключения договоров, заключение которых обязательно). При этом, ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, то такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом. В соответствии с ч. 1.3 ст. 161, ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 ч. 1 ст. 195 ЖК РФ установлено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в частности, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 195 ЖК РФ содержит раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в ч. 1 ст. 195 ЖК РФ, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе. В соответствии с п. 15 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, с 01.05.2015 формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Согласно ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Учитывая изложенное, договор управления многоквартирным домом, заключенный во исполнение требований ч. 14 ст. 161 ЖК РФ с управляющей организацией после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, считается прекращенным с даты внесения соответствующих изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и начала исполнения договора управления многоквартирным домом новой управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 названной статьи (сведения об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом). При этом, в случае непредставления лицензиатом сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Таким образом, внесение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об осуществлении управляющей организацией предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами связано с одновременным исключением сведений об управлении указанными многоквартирными домами иной управляющей организацией, которой деятельность по управлению такими домами осуществлялась ранее. Иное противоречило бы положениям ч. 9 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1, ул. Связистов, д. 3 корп. 1, ул. Связистов, д. 3, корп. 2, ул. Связистов, д. 7, Советский пр-кт, д. 98, Советский пр-кт, д. 100, осуществляется "Чистый город" на основании Лицензии от 05.06.2017 N 050001429 с 28.04.2018. При этом сведений об управлении указанными многоквартирными домами ООО "ТЭК-Дом" на основании имеющихся у него лицензий (от 14.10.2015 N 050001088 и от 09.04.2015 N 077000279) реестр лицензий субъекта Российской Федерации не содержит.
Кроме того, как правильно указал суд в обжалуемых актах, договор управления от 10.10.2010 N УНР/ТНД-10 был прекращен 27.04.2018, сведения об управлении ответчиком ООО "ТЭК-Дом" указанными ранее многоквартирными домами исключены из реестра лицензий субъекта Российской Федерации с 28.04.2018, в связи с чем с указанной даты у ООО "ТЭК-Дом" отсутствуют какие-либо правовые основания осуществления управления такими домами и возникает предусмотренная ч. 10 ст. 161 ЖК РФ обязанность передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы истцу, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда в обжалуемой части основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2019 года по делу N А40-170957/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
И.В.Чалбышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.