город Москва |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А41-99679/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 18 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Средне-Поволжского управления Ростехнадзора
на решение от 04 февраля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление от 12 апреля 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-99679/18
по заявлению ООО "Газпром центрремонт"
об оспаривании постановления
к Средне-Поволжскому управлению Ростехнадзора,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром центрремонт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Нижне-Волжскому управлению Ростехнадзора об оспаривании постановления от 26.11.2018 N 10-203МГСН/2018/СО о назначении административного наказания.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.01.2019 Нижне-Волжское управление Ростехнадзора заменено на его процессуального правопреемника - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора (далее - управление), заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Средне-Поволжское управление Ростехнадзора обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 13.09.2018 в соответствии с распоряжением Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 08.06.2018 N 2245/10-РП проведена внеплановая выездная проверка общества с целью проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства "Реконструкция газопромысловых сооружений Песчано-Уметской станции подземного хранения газа в составе:
- площадки и проезды ГРП-4;
- здание КПП ГРП-4;
- автодорога подъездная к площадке ГРП-4;
- обвязки устьев эксплуатационных скважин N N 123, 166, 169, 177, 201, 204, 205, 223, 225, 229, 230, 19-БИС, 32-БИС, 114, 167, 168-БИС, 222, 224, 227, 136, 101, 111, 132, 59, 61, 54, 133, 134-БИС, 236 ГРП-4 Песчано-Уметской СПХГ, а также соответствие результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, по результатам которой составлен акт проверки от 13.09.2018 N 10-277МГСН/2018/СО, и в котором отражено:
- в нарушение части 2, части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, работы по обвязке устьев скважин выполнены в отсутствии разрешения на строительство; работы начаты с ноября 2015 года (разрешение на строительство получено 25.05.2018).
В связи с выявленными нарушениями административным органом в отношении ООО "Газпром центрремонт" составлен протокол от 10.10.2018 N 10-203МГСН/2018/СО об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
26.11.2018 административным органом в отношении общества вынесено постановление N 10-203МГСН/2018/СО по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 500.000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Газпром центрремонт" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Субъектом правонарушения по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, может быть не только лицо, на котором лежит обязанность получить разрешение на строительство, но и лицо, непосредственно осуществляющее строительство (подрядчик). Заинтересованное лицо должно было убедиться, что у застройщика имеется разрешение на строительство.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, перечень которых содержится в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законодательством установлена обязанность осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства только на основании разрешения на строительство.
При этом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может не только сам застройщик (заказчик), но и привлекаемое им на основании договора физическое или юридическое лицо, которому должно быть передано разрешение на строительство (части 3 и 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Осуществление строительства без разрешений зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 11), субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Из материалов дела следует, что 01.10.2012 ОАО "Газпром" (принципал) и ООО "Газпром центрремонт" (агент) заключили договор N КС-56 (с учетом дополнительного соглашения от 01.11.2013 N 2), в соответствии с которым агент обязуется за вознаграждение от имени и за счет принципала, а также от своего имени и за счет принципала организовать реализацию инвестиционных проектов принципала, указанных в приложении N 1 и в приложении N 2 к настоящему договору, путем совершения юридических и/или иных действий по заключению, исполнению, изменению и прекращению с контрагентами договоров, необходимых для реализации инвестиционных проектов принципала, в том числе по реконструкции газопромысловых сооружений Песчано-Уметской станции подземного хранения газа.
Принципал уплачивает агенту вознаграждение, определяемое в приложении N 3 к настоящему договору в твердой денежной сумме (пункт 3.1 договора).
Согласно пункту 5.2.6 договора принципал обязан выдать агенту доверенность (доверенности) на совершение от имени принципала действий, предусмотренных настоящим договором, в том числе на получение документов, в том числе свидетельств о государственной регистрации прав принципала, выписок из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, решений о предоставлении водных объектов в пользование и т.д.
13.12.2016 ПАО "Газпром" (далее - заказчик) и ООО "ГазЭнергоСервис" (далее - генподрядчик) в рамках агентского договора на реализацию инвестиционных проектов от 01.10.2012 N КС-56, заключили договор N ГЦР-501-1937-16 на выполнение строительно-монтажных работ по объектам, входящим в состав стройки: "Реконструкция газопромысловые Песчано-Уметской станции подземного хранения газа", в соответствии с которым генподрядчик обязуется в установленный договором срок построить и передать заказчику законченные строительством объекты и подобъекты (далее - объекты), входящие в состав стройки: Реконструкция газопромысловых сооружений Песчано-Уметской станции подземного хранения газа, код стройки 056-2001816, то есть выполнить работы, предусмотренные проектной и рабочей документацией утвержденной заказчиком, а также любые иные работы, необходимые для строительства объектов и его последующей эксплуатации в соответствии с назначением, а заказчик обязуется оплатить через агента эти работы в предусмотренном договором порядке; обязанность по разработке проектной и рабочей документации лежит на заказчике (пункт 2.1 договора); в состав объектов по стройке входит, в частности, обвязка устьев газовых скважин (приложение к договору).
Согласно главе I "Определения" рассматриваемого договора:
- "Заказчик" - публичное акционерное общество "Газпром", созданное и действующее по гражданскому законодательству Российской Федерации, имеющее на своем балансе имущество, подлежащее реконструкции и осуществляющее реализацию инвестиционных проектов;
- "Агент" - ООО "Газпром центрремонт", созданное и действующее по гражданскому законодательству Российской Федерации, выступающее по настоящему договору от имени заказчика и за его счет на основании агентского договора на реализацию инвестиционных проектов от 01.10.2012 N КС-56, по настоящему договору обеспечивающее от имени заказчика организацию и координацию работ, подписание всего исполненного генподрядчиком, исполняющее любые действия необходимые для исполнения настоящего договора и осуществляющее все расчеты с генподрядчиком со своего расчетного счета, после получения денежных средств от заказчика.
Все действия агента, совершенные в рамках настоящего договора, считаются действиями заказчика.
- "Генеральный Подрядчик" или "Генподрядчик" - ООО "ГазЭнергоСервис", юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющее/ий работы по договору на выполнение строительно-монтажных работ по строительству и реконструкции объектов своими силами и средствами с привлечением других подрядчиков (субподрядчиков). Генподрядчик несет полную ответственность за осуществление строительства в соответствии с утвержденной проектной и рабочей документацией и в установленный срок, за обеспечение высокого качества выполняемых строительных и монтажных работ по объекту или комплексу строительства всеми привлеченными субподрядчиками по договорам. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации генподрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору на выполнение строительно-монтажных работ.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
К объектам капитального строительства относятся: здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты) - это объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с ГОСТ 28996-91. Государственный стандарт Союза ССР. Оборудование нефтепромысловое устьевое. Термины и определения, утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 29.04.1991 N 617:
- устьевое (нефтепромысловое) оборудование представляет собой техническое средство или совокупность технических средств, устанавливаемых на устье скважины нефтяной или газовой залежи при ее строительстве, эксплуатации или ремонте, предназначенных для выполнения одной или нескольких самостоятельных функций, связанных с герметизацией устья;
- устье скважины: входное отверстие ствола скважины;
- устьевая обвязка: устьевое оборудование для обвязывания обсадных колонн и скважинных трубопроводов;
- обвязывание (устья): соединение обсадных колонн и (или) скважинных трубопроводов между собой через корпусные детали устьевого оборудования, в которых закрепляются и уплотняются верхние концы колонн труб, а также обеспечивается возможность контроля давления в пространстве между ними.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что обвязка устьев скважин к капитальным объектам не относится. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Также в материалы дела представлено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов от 02.06.2017 N 493/СО, которое подтверждает, что объект капитального строительства "Реконструкция газопромысловых сооружений Песчано-Уметской СПХГ" в составе, в том числе обвязка устья эксплуатационной скважины N 236 ГРП-4 Песчано-Уметской СПХГ, соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, и в котором имеется ссылка на разрешение на строительство от 29.02.2016 N 64-63646457-582-2016 со сроком действия до 12.11.2017.
Суды установили, что в материалы дела также представлено разрешение на строительство от 25.05.2018 N 64-63640000-600-2018 на реконструкцию газопромысловых сооружений Песчано-Уметской станции подземного хранения газа со сроком действия до 20.12.2018.
Доказательств, свидетельствующих о производстве работ, требующих наличие разрешения на строительство, как в период проверки, так и в период с 13.11.2017 по 24.05.2018, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что объективная сторона вменяемого правонарушения в действиях общества не доказана, как и не представлено доказательств, подтверждающих факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения.
На основании изложенного, судами сделан правомерный вывод об удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.11.2018 N 10-203МГСН/2018/СО.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2019 года по делу N А41-99679/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Средне-Поволжского управления Ростехнадзора - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.