г. Москва |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А40-176793/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 30.07.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" - Гимадиева Т.Р. (представителя по доверенности от 01.07.2019);
от Департамента городского имущества города Москвы - Алиевой Х.Н. к. (представителя по доверенности от 04.03.2019);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Сухова Д.А. (представителя по доверенности от 26.12.2018),
рассмотрев 23.07.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение от 18.12.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 25.03.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-176793/2018
по заявлению открытого акционерного общества по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс"
к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании отказа, бездействия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), в котором с учетом принятых судом уточнений просило:
- признать незаконным бездействие департамента в виде не направления в управление принятого им решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:68 (распоряжением от 17.01.2018 N 732) в течение пяти рабочих дней с момента принятия данного распоряжения;
- признать за обществом право с 14.02.2018 вносить арендную плату по договору аренды земельного участка от 22.04.2004 N М-03-021866 по ставке 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка 77:03:0005015:68;
- признать незаконным отказ управления по государственному кадастровому учету изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:68;
- обязать управление внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:68, указав вид разрешенного использования "жилая застройка" (2.0).
Решением от 18.12.2018 Арбитражный суд города Москвы принял отказ общества от требования о признании незаконным бездействия департамента, производству по делу в части данного требования прекратил; признал незаконным оспариваемый отказ управления, обязал управление в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения общества путем внесения в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:68, указав вид разрешенного использования "жилая застройка" (2.0); в удовлетворении остальной части заявления отказал.
Постановлением от 25.03.2019 Девятый арбитражный апелляционный суд принял отказ общества от требования о признании обществом права с 14.02.2018 вносить арендную плату по договору аренды земельного участка от 22.04.2004 N М-03-021866 по ставке 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка 77:03:0005015:68, решение суда в части данного требования отменил, производство по делу в соответствующей части прекратил, в остальной части решение суда оставил без изменения.
В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку на момент обращения общества с заявлением о внесении в ЕГРП и установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:68 установленного вида разрешенного использования изменении вида разрешенного использования - "жилая застройка" (2.0) данный вид уже был внесен в кадастр недвижимости ЕГРН. При этом общество не обращалось с соответствующим заявлением об исключении второго вида разрешенного использования установленного для спорного земельного участка - "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц 1.2.6", в связи с чем отказ управления в повторном внесении данных сведений в кадастр ЕГРН не нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представители общества и департамента возражали против ее удовлетворения кассационной жалобы, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов на основании следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:68 площадью 1 477 кв.м., расположенного по адресу г. Москва, ул. Первомайская Нижняя, вл. 79, на основании заключенного с Московским земельным комитетом договора аренды от 22.04.2004 N М-03-021866, о чем в ЕГРН внесена запись N 77-01/05-9/2004-259. В настоящее время договор действует.
На данном земельном участке расположено жилое здание (общежитие) с кадастровым номером 77:03:0005015:1040, принадлежащее обществу на праве собственности, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации N 77-01/06-641/2003-507.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому не предусмотрен вид разрешенного использования непосредственно для эксплуатации общежития.
Согласно выписке из ЕГРП и кадастровому паспорту здания рассматриваемый объект недвижимости имеет назначение - жилое.
Департаментом 01.02.2017 издано распоряжение N 2454 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:68", которым было указано установить земельному участку с кадастровым номером 77:03:0005015:68 разрешенное использование "жилая застройка" (2.0) (земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)).
Информация об изменении разрешенного использования данного земельного участка внесена в сведения ЕГРН.
Департаментом 17.01.2018 издано распоряжение N 732 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:68", которым было указано установить земельному участку с кадастровым номером 77:03:0005015:68 разрешенное использование - жилая застройка (2.0).
Тем самым, при определении разрешенного использования данного земельного участка было исключено указание "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)".
В последующем общество как заинтересованное лицо обратилось в управление с заявлением (входящий N 77-0-1-71/3201/2018-453) о внесении изменений в ЕГРН относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:68.
Уведомлением от 13.08.2018 N 77/18-71055 управление отказало в государственном кадастровом учете земельного участка со ссылкой на то, что департамент не имеет полномочий по изменению вида разрешенного использования земельного участка, а также отметив, что между департаментом и обществом не достигнуто взаимного согласия на изменение вида разрешенного использования земельного участка и департамент не изъявил соответствующее волеизъявление.
Не согласившись с данным отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП утверждены правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Правила, ПЗЗ).
Согласно пункту 1.4.3 Правил в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают в себя:
1) основные виды разрешенного использования - виды разрешенного использования, которые правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований;
2) условно разрешенные виды использования - виды разрешенного использования, разрешение о применении которых предоставляется в порядке, предусмотренном подразделом 2.2.2 Правил;
3) вспомогательные виды разрешенного использования - виды разрешенного использования, которые могут применяться только в качестве дополнительных к основным или к условно разрешенным видам и только совместно с основными или условно разрешенными видами на территории одного земельного участка, если иное не предусмотрено Правилами.
Согласно пункту 2.2.1.2 Правил основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно и изменяются без дополнительных разрешений и согласований.
Пунктом 3.3.2 Правил предусмотрено, что во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Признавая требования, заявленные обществом к управлению, подлежащими удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что решение управления об отказе в государственном кадастровом учете спорного земельного участка не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества.
Судами установлено, что из территориальной части ПЗЗ названный земельный участок расположен в зоне "Ф" - зона сохраняемого землепользования (территориальная зона не создана).
Согласно данным ЕГРН в отношении данного земельного участка предусмотрены два основных вида разрешенного использования земельного участка: жилая застройка (2.0) и земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6).
Департаментом городского имущества города Москвы в пределах своих полномочий как собственник земельного участка выбран один из двух разрешенных видов разрешенного использования земельного участка, тем самым, департамент не устанавливал новый вид разрешенного использования, ранее не включенный в ПЗЗ, и не подменял свои полномочия полномочиями Правительства Москвы по изменению ПЗЗ.
Судами также указано на то, что 19.12.2017 общество направило в департамент заявление об установлении (выборе) вида разрешенного использования указанного земельного участка - "жилая застройка (2.0)" и просило исключить "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)".
Распоряжением департамента, который является арендодателем и представителем собственника земельного участка, заявление общества было удовлетворено, арендодатель согласовал выбор одного основного вида разрешенного использования данного земельного участка из перечня, установленных в правилах землепользования и застройки - жилая застройка.
Таким образом, сторонами арендных отношений было согласовано изменение вида разрешенного использования, волеизъявление департамента прямо следует из вынесенного им распоряжения, а регистрационный орган был обязан внести изменения в ЕГРН касательно вида разрешенного использования земельного участка как на основании межведомственного взаимодействия с Департаментом городского имущества города Москвы, так и на основании заявления заинтересованного лица.
При этом управление в письме от 27.08.2018 N 15062/2018, а также ФКП Росреестра в письме от 30.08.2018 N 2.15/18474 указывали на возможность внесения сведений в ЕГРН относительно вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления департамента.
Поскольку сведения о выборе одного основного вида разрешенного использования в ЕГРН не внесены общество было вынуждено оплачивать аренду в завышенном размере - по ставкам, установленным для земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц.
Так, для вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки" установлена ставка арендной платы 0,1% от кадастровой стоимости в год (пункт 1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП). Для вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц" установлена ставка арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости в год (пункт 6 Приложения N 1 к Постановлению N 273-ПП).
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Вопреки доводам управления, в данном случае, как следует из обжалуемых судебных актов, речь шла не о повторном внесении в ЕГРН в отношении упомянутого земельного участка сведений о двух видах его разрешенного использования ("жилая застройка", "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц"), а о сохранении в ЕГРН лишь одного из этих видов разрешенного использования ("жилая застройка") в соответствии с заявлением общества и распоряжением департамента от 17.01.2018 N 732. Из пояснений об исполнении решения суда по настоящему делу следует, что управлению это было понятно.
В части прекращения производства по делу по другим требованиям общества кассационная жалоба управления не содержит каких-либо доводов.
Из доводов кассационной жалобы, материалов дела оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу N А40-176793/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.