город Москва |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А41-74535/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБУ "Канал имени Москвы": Смирнова И.М. (дов. N 434/18 от 21.12.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ГКУ МО "Мособллес": Васильевой Н.Р. (дов. N 159 от 24.04.2019 г.);
рассмотрев 04 сентября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Канал имени Москвы"
на решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2018 г.,
принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2019 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-74535/18
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы"
к государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес"
о признании незаконным предписания от 05 июля 2018 г. N 4-205/2018 об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ: Федеральному государственному бюджетному учреждению "Канал имени Москвы" (далее - ФГБУ "Канал имени Москвы", заявитель) на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимости - ЛЭП-110 кВ (воздушная) "Икша 1-Комсомольская", назначение: электроснабжение. Протяженность 12357 м., инв. N 020:009-11418/Л, адрес: объекта: Московская область, Дмитровский район, т/и Икша, от п. Икша до п. Деденево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09 июля 2015 г.
03 ноября 2017 г. между ФГБУ "Канал имени Москвы" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - ООО "Ника", генподрядчик) был заключен контракт N Ф.2017.463353 на выполнение работ по очистке трассы охранных зон ВЛ 6/10 кВ (длина участка 24550 м.) и ВЛ 11О кВ (длина участка 10 519 м.) от древесно-кустарниковой растительности, по условиям которого генподрядчик взял на себя обязательства по выполнению работ по расчистке трассы охранных зон ВЛ 6/10 кВ (длина участка 24550 м.) и ВЛ 110 кВ (длина участка 10 519 м.) от древесно-кустарниковой растительности (далее - работы) в соответствии с утвержденным заказчиком Техническим заданием на выполнение работ (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью контракта.
06 июня 2018 г. государственным лесным инспектором Московской области в ходе патрулирования территории лесного фонда выявлен факт нарушения лесного законодательства в выделе 36, 12, 15, 8, 19, 21, 25, 26, 18, 38 квартала 16 Деденевского участкового лесничества вблизи д. Шуколово Дмитровского района Московской области.
Инспектором установлено, что на территории лесного фонда в местах расположения линий электропередач, принадлежащих ФГБУ "Канал имени Москвы", после выполнения работ по расчистке трасс ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности допущено засорение лесного участка горючими материалами (порубочные остатки, срубленные и неочищенные от сучьев деревья), заготовленная древесина складирована на лесном участке, не отделенном минерализованной полосой, на расстоянии менее 40 метров от стены леса.
По результатам проведенного осмотра составлен акт осмотра территории лесного участка от 06 июня 2018 г.
05 июля 2018 г. государственным казенным учреждением Московской области "Мособллес" (далее - ГКУ МО "Мособллес") было выдано предписание N 4-205/2018 об устранении нарушений лесного законодательства, которым ФГБУ "Канал имени Москвы" предписано в срок до 14 сентября 2018 г. устранить выявленные нарушения, а именно: очистить лесные участки от порубочных остатков, сложить древесину в штабеля и окаймить минерализованной полосой на площади 3,5 га или вывезти древесину с лесного участка в квартале 16 в выделах 36, 12, 15, 8, 19, 21, 25, 26, 18, 38 Деденевского участкового лесничества.
Считая свои права нарушенными, ФГБУ "Канал имени Москвы" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГКУ МО "Мособллес" о признании незаконным указанного предписания.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГБУ "Канал имени Москвы" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что ГКУ МО "Мособллес" при вынесении спорного предписания не были соблюдены нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу ГКУ МО "Мособллес" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГБУ "Канал имени Москвы" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ГКУ МО "Мособллес" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты)
Пунктом 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (далее - Правила).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктом 34 Правил установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В период с 01 мая 2018 г. Постановлением Губернатора Московской области от 17 апреля 2018 г. N 155-ПГ "Об особом противопожарном режиме на территории Московской области" установлен особый противопожарный режим на территории Московской области.
Указанное постановление на момент выявления правонарушения (06 июня 2018 г.) было официально опубликовано и действовало.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, оно соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку заявитель, являясь лицом, в оперативном управлении которого находятся упомянутые выше линии электропередач, расположенные на спорном лесном участке, обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки, и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований.
При этом судами установлено, что ФГБУ "Канал имени Москвы" допущено нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах в период действия режима повышенной готовности, и не обеспечило уборку по расчистке ЛЭП порубочных остатков.
Отклоняя доводы ФГБУ "Канал имени Москвы" со ссылкой на заключенный с ООО "Ника" контракт от 03 ноября 2017 г. N Ф.2017.463353 на выполнение работ по очистке трассы охранных зон ВЛ 6/10 кВ (длина участка 24550 м.) и ВЛ 110 кВ (длина участка 10 519 м.) от древесно-кустарниковой растительности, суды исходили из того, что указанный контракт не освобождает заявителя от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи.
Относительно доводов заявителя о нарушении ГКУ МО "Мособллес" при вынесении спорного предписания норм Закона N 294-ФЗ, в части отсутствия распоряжения о проведении проверки при патрулировании территории, суды со ссылкой на статью 96 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора" указали, что в данном случае проверка не назначалась и фактически не проводилась, а проводилось маршрутное патрулирование участков лесного фонда, которое является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с чем положения Закона N 294-ФЗ в рассматриваемом случае не подлежат применению.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2019 г. по делу N А41-74535/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Канал имени Москвы" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.