Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2019 г. N Ф05-16930/19 по делу N А40-44607/2019
г. Москва |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А40-44607/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей Крекотнева С.Н., Ядренцевой М.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Игнатов А.С. по доверенности от 01 декабря 2018 года N 04-Д/164,
от ответчика: Евдокимова Е.И. по доверенности от 15 июля 2019 года,
рассмотрев 09 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 03 июня 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Хайло Е.А.,
на постановление от 31 июля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левченко Н.И., Трубицыным А.И., Садиковой Д.Н.,
по иску публичного акционерного общества "Дорогобуж"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Дорогобуж" (далее - ПАО "Дорогобуж", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании денежных средств в размере 3 401 613 рублей 06 копеек пени (с учетом изменения исковых требований, принятых судом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019, исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "РЖД" в пользу ПАО "Дорогобуж" взысканы денежные средства в размере 2 180 138 рублей 45 копеек пени за просрочку доставки груза. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик обратился с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции от 03.06.2019 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.07.2019, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в части взыскания пени по железнодорожным накладным, указанных в строках контррасчета ответчика за N N 2, 4, 15, 25, 27-37, 42, 43, 44, 53, 54, 60, 63, 64, 66, 68, 69, 70, 73-77, 82-88, 91, 93, 94, 96, 97, 99, 100, 102, 103, 121, 124, 126-133, 135, 136, 138, 140, 156-158, 172, 174, на общую сумму 389 075 руб. 90 коп., и в указанной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал относительно доводов заявленной кассационной жалобы, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии судебных актов. Представленный отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами, в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "РЖД", являясь перевозчиком груза ответчика, нарушало нормативный срок доставки, что подтверждается рядом товарных накладных.
Факт просрочки доставки вагонов подтверждается соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных.
При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось. Истец свои обязательства, связанные с передачей вагонов перевозчику, а также обязательства по оплате провозных платежей, исполнил надлежащим образом. Вагоны доставлялись на станцию назначения и выдавались грузополучателю с просрочкой.
Поскольку сроки доставки грузов ответчиком нарушены, истец обратился к перевозчику с претензиями, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд рассматриваемым исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В силу статьи 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Суд первой инстанции, проверив контррасчет пени за просрочку груза, произведенного на основании статьи 33, 97 Устава железнодорожного транспорта и пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), обоснованно уменьшил неустойку на общую сумму 848 432 рублей 89 копеек.
Также проверив контррасчет ОАО "РЖД" по пени за просрочку груза, произведенного на основании статьи 33, 97 Устава железнодорожного транспорта и Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, с учетом дополнительных суток, предусмотренных пунктом 9 указанных Правил N 245, сумма пени по данному основанию (пункт 9 Правил N 245) правомерно снижена на общую сумму 112 849 рублей 31 копейка.
Отклоняя доводы ответчика относительного уменьшения суммы пени, ввиду того, что вагоны отцеплены в связи с выявленными техническими неисправностями, суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что ОАО "РЖД" не подтвердило, что возникшие неисправности возникли по причинам от него не зависящим.
Так, в соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Поэтому именно перевозчик отвечает за техническую неисправность; для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него независящей.
Таким образом, самого факта наличия технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно. Выявление технической неисправности вагона в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагона для его необходимого ремонта, само по себе не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность.
Кроме того, судами правомерно отмечено, что по пункту 6.2 Правил N 245 коммерческие неисправности не могут быть приняты во внимание, поскольку причина коммерческой неисправности вагона не относится к предусмотренным Правилами N 245 случаям и не является основанием для увеличения сроков доставки груза, поскольку на перевозчике лежит обязанность проверять соблюдение грузоотправителем соответствующих технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Относительно ходатайства ответчика о снижении неустойки, суды обеих инстанций, оценив представленные в дело документы, доводы истца и возражения ответчика, признали, что удержанная при окончательном расчете неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в связи с чем правомерно применили положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшили неустойку до 2 180 138 рублей 45 копеек, посчитав данную сумму соразмерной последствиям нарушения обязательства.
Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в подтверждение своих доводов и возражений доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, правильно определив спорные правоотношения, руководствуясь положениями статей 330, 784, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 33, 97 Устава железнодорожного транспорта, пунктами 6.2, 6.7, 9 Правил N 245, установили, что ответчиком нарушены сроки доставки грузов.
Довод кассационной жалобы ответчика относительно того, что судами необоснованно отклонены возражения о необходимости увеличения сроков доставки груза, ввиду наличия технических неисправностей вагонов, по независящим от перевозчика причинам, был предметом исследования судом апелляционной инстанции, доводу дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 и от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Суд кассационной инстанции считает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2019 года по делу N А40-44607/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.А. Шишова |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.