г. Москва |
|
11 ноября 2019 г. |
Дело N А40-316608/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация западной Сибири" - Булатова О.С., представитель по доверенности от 27 декабря 2018 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве - Дмитриев П.Б., представитель по доверенности от 28 мая 2019 года;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Авиа-Сибирь" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании 07 ноября 2019 года кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация западной Сибири"
на решение от 25 апреля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махлаевой Т.И,
на постановление от 25 июля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-316608/18,
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация западной Сибири"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Авиа-Сибирь"
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2019 года, отказано в удовлетворении требований федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация западной Сибири" (далее - заявитель, предприятие) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - антимонопольный орган, Московский УФАС России) от 16 ноября 2018 года по делу N 2-17-14065/77-18.
Не согласившись с выводами судов, предприятие обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Московского УФАС России от 16 ноября 2018 года по делу N 2-17-14065/77-18, принятым по результатам проведения внеплановой проверки, в действиях предприятия, как заказчика в рамках электронных аукционов с реестровыми номерами 0573400000118006706, 0573400000118006705, 0573400000118006719, установлено нарушение пункта 7 статьи 42 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Антимонопольный орган указал, что извещениями о проведении трех аукционов, установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, а именно: "порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке установлен статьей 44 Закона о контрактной системе. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации...".
Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе на Заказчика возложена обязанность по установлению требований к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 года "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах", при превышении начальной (максимальной) цены контракта в размере 1 млн. рублей заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсе. Начальная (максимальная) цена по каждому из контрактов многократно превышает пять миллионов.
Принцип профессионализма Заказчика является одним из базовых принципов, заложенных в основу Закона о контрактной системе (статья 9 Закона о контрактной системе).
Частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок. Вместе с тем частью 10.1 статьи 112 упомянутого закона установлено, что до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 08 июня 2018 года N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Постановление N 656) предписано Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе до 1 октября 2018 года обеспечить заключение соглашений о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки с операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок, подтвердивших соответствие единым требованиям и дополнительным требованиям, в порядке, предусмотренном Правилами подтверждения соответствия.
Информационным письмом Минфина России от 02 октября 2018 года N 24-06-08/70718 "О начале функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, применении Федеральных законов от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ и 223-ФЗ" сообщено, что в соответствии с пунктом 4 Постановления N 656 1 октября 2018 года заключены соглашения о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки со всеми операторами электронных площадок (АО "АГЗРТ", АО "ЕЭТП", АО "РАД", АО "ТЭК - Торг", АО "ЭТС", ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "РТС - тендер", ООО "ЭТП ГПБ"), оператором специализированной электронной площадки (ООО "АСТ ГОЗ"), включенными в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 года N 1447-р. Информационным письмом установлено, что электронные процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до 1 октября 2018 года, проводятся на ранее отобранных электронных площадках (АО "АГЗРТ", АО "ЕЭТП", АО "РАД", АО "ЭТС", ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "РТС - тендер"), которые обеспечивают проведение таких электронных процедур в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и в ранее установленном порядке функционирования таких электронных площадок. В то же время, электронные процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, начиная с 1 октября 2018 г. (включительно) проводятся на электронных площадках, функционирующих в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 656, в том числе в части нового механизма обеспечения заявок с использованием специальных счетов. открытых участниками закупок в банках, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2018 года N 1451-р.
Информационным письмом определены правила открытия и использования специальных счетов для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В данных правилах установлено, что в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в уполномоченных банках.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков. Уполномоченный банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. То есть, использование функционала специальных счетов для обеспечения участия заявки в Аукционе, возможно только после 1 октября включительно, после заключенных операторами площадок соглашений о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
При этом извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 26 сентября 2018 года, в связи с чем антимонопольный орган пришел к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено положение о том, что участники электронного аукциона вносят денежные средства на специальные счета участников закупки, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, что не соответствует положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, как правильно указали суды, действия предприятия, установившего ненадлежащим образом порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, повлекшие введение в заблуждение потенциальных участников при подаче заявки на участие в аукционе, нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2019 года по делу N А40-316608/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.