город Москва |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А41-81136/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Меженков Ю.Э., доверенность от 13.02.2019;
от заинтересованного лица: Бурмистрова Т.А., доверенность от 03.09.2018;
рассмотрев 19 ноября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области
на решение от 13 мая 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление от 07 августа 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-81136/18
по заявлению ООО МЦ "Гармония"
об оспаривании акта и требования
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области,
и по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области
о взыскании денежных средств
к ООО МЦ "Гармония",
УСТАНОВИЛ:
ООО МЦ "Гармония" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС МО), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительными акт внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Московской области в ООО МЦ "Гармония" от 05.07.2018 и требование от 23.07.2018 N 08-02-09/7377 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 26.06.2018 по 05.07.2018 в ООО МЦ "Гармония", в части устанавливающей следующие нарушения и подлежащие применению санкции:
- нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 1.597.847 руб. 98 коп. в связи с расходами по заработной плате сотрудникам заявителя Гумеровой Ю.Ю., Федосьиной Е.А., Малиновской Ю.О., Музафаровой Ю.Ю., Кузьминой О.С. (протабелированные по должности "врач-эксперт"). Указанная сумма вместе со штрафом в размере 10% от нее, то есть 159.784 руб. 80 коп., подлежит перечислению в бюджет заинтересованного лица (пункт 1 выводов акта проверки), итого - 1.757.596 руб. 78 коп.;
- нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 294.300 руб. в связи с приобретением оборудования стоимостью свыше 100.000 руб. за единицу в ООО "Фарм-инвест". Указанная сумма вместе со штрафом в размере 10% от нее, то есть 29.430 руб., подлежит перечислению в бюджет заинтересованного лица (пункт 2 выводов акта проверки), итого - 323.730 руб.;
- нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 18.753 руб. 40 коп. в связи с приобретением лекарственных средств для обеспечения пациентов лекарственными препаратами в амбулаторных условиях. Указанная сумма вместе со штрафом в размере 10% от нее, то есть 1.875 руб. 34 коп., подлежит перечислению в бюджет заинтересованного лица (пункт 3 выводов акта проверки), итого - 20.628 руб. 74 коп.;
- неэффективное использование средств обязательного медицинского страхования в размере 11.512 791 руб. 27 коп. в связи с приобретением лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности и их списание за период 01.01.2018 - 31.05.2018. Указанная сумма вместе со штрафом в размере 10% от нее, то есть 1.151.279 руб. 13 коп., подлежит перечислению в бюджет заинтересованного лица (пункт 4 выводов акта проверки), итого - 12.664.070 руб. 40 коп.;
- нарушение санитарно-эпидемиологического режима при использовании мощности коечного фонда инфекционного профиля в полном объеме без нарушения длительности пребывания пациентов в дневном стационаре (пункт 7 выводов акта проверки).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ООО МЦ "Гармония" заявило о частичном отказе от заявления и уточнении своих требований в оставшейся части и просило суд о нижеследующем:
1) признать недействительными акт внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Московской области в ООО МЦ "Гармония" от 05.07.2018 и требование ТФОМС МО от 23.07.2018 N 08-0209/7377 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 26.06.2018 по 05.07.2018 в ООО МЦ "Гармония", в части, устанавливающей следующие нарушения и санкции:
- нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 18.753 руб. 40 коп. в связи с приобретением лекарственных средств для обеспечения пациентов лекарственными препаратами в амбулаторных условиях. Указанная сумма вместе со штрафом в размере 10% от нее, то есть 1.875 руб. 34 коп., подлежит перечислению в бюджет заинтересованного лица (пункт 3 выводов акта проверки), итого - 20.628 руб. 74 коп.;
- неэффективное использование средств обязательного медицинского страхования в размере 11.512.791 руб. 27 коп. в связи с приобретением лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности и их списание за период с 01.01.2018 по 31.05.2018. Указанная сумма вместе со штрафом в размере 10% от нее, то есть 1.151.279 руб. 13 коп., подлежит перечислению в бюджет заинтересованного лица (пункт 4 выводов акта проверки), итого - 12.664.070 руб. 40 коп.
ТФОМС МО подал встречное заявление к ООО МЦ "Гармония" о взыскании обязательного медицинского страхования:
- средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 13.423.692 руб. 65 коп.;
- штраф за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме 1.342.369 руб. 27 коп.;
- пени за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, за период с 11.08.2018 по 28.12.2018 в сумме 467.032 руб. 65 коп., с их последующим начислением на сумму 13.423.692 руб. 65 коп. по день фактической уплаты, начиная с 29.12.2018.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ТФОМС МО заявил о частичном отказе от своих требований, уточнении заявленных требований в оставшейся части и окончательно просил суд о нижеследующем:
- взыскать средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 11.531.544 руб. 67 коп.;
- штраф за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме 1.153.154 руб. 47 коп.;
- взыскать пени за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, за период с 11.08.2018 по 05.03.2019 в сумме 600.793 руб. 48 коп., с их последующим начислением в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки на сумму 11.531.544 руб. 67 коп. по день фактической уплаты, начиная с 06.03.2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2019 года принят отказ ООО МЦ "Гармония" от заявленных требований в части признания недействительным акта внеплановой комплексной проверки от 05.07.2018 и требования от 23.07.2018 N 08-02-09/7377 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 26.06.2018 по 05.07.2018 в ООО МЦ "Гармония", в части устанавливающей следующие нарушения и подлежащие применению санкции:
- нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 1.597.847 руб. 98 коп. в связи с расходами по заработной плате сотрудникам заявителя Гумеровой Ю.Ю., Федосьиной Е.А., Малиновской Ю.О., Музафаровой Ю.Ю., Кузьминой О.С., штраф в сумме 159.784 руб. 80 коп.;
- нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 294.300 руб. в связи с приобретением оборудования стоимостью свыше 100.000 руб. за единицу в ООО "Фарм-инвест", штраф в размере 29.430 руб.;
- нарушение санитарно-эпидемиологического режима при использовании мощности коечного фонда инфекционного профиля в полном объеме без нарушения длительности пребывания пациентов в дневном стационаре.
Производство по делу в данной части прекращено.
Признаны недействительными акт внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Московской области в ООО МЦ "Гармония" от 05.07.2018 и требование от 23.07.2018 N 08-02-09/7377 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 26.06.2018 по 05.07.2018 в ООО МЦ "Гармония", в части устанавливающей:
- нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 18.753 руб. 40 коп. в связи с приобретением лекарственных средств для обеспечения пациентов лекарственными препаратами в амбулаторных условиях, штрафа в сумме 1.875 руб. 34 коп.;
- неэффективное использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 11.512.791 руб. 27 коп. в связи с приобретением лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности и их списание за период 01.01.2018 -31.05.2018, штрафа в размере 1.151.279 руб. 13 коп.
Принят отказ ТФОМС МО от встречных исковых требований в части взыскания: средств ОМС, использованных не по целевому назначению на оплату труда врачей-экспертов, в сумме 1.597.847 руб.; штрафа за использование средств ОМС не по целевому назначению в сумме 159.784 руб. 80 коп.; средств ОМС, использованных не по целевому назначению на закупку оборудования стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу, в сумме 294.300 руб.; штрафа за использование средств ОМС не по целевому назначению в сумме 29.430 руб. и пени за просрочку восстановления средств ОМС, использованных не по целевому назначению, начисленных в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки на суммы 1.597.847 руб. и 294.300 руб.
Производство по делу в данной части прекращено.
В удовлетворении остальной части встречных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с 26.06.2018 по 05.07.2018 ТФОМС МО проведена проверка использования обществом средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.05.2018, по результатам которой составлен акт проверки от 05.07.2018, в котором отражены установленные в ходе проверки факты неэффективного, нецелевого использования медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования в проверяемый период, в частности:
- в нарушение раздела VIII постановления Правительства Московской области от 19.12.2017 N 1079/46 "О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Постановление N 1079/46, Программа N 1079/46), осуществлялось обеспечение лекарственными препаратами для продолжения лечения в амбулаторных условиях; за период январь - май 2018 года 82 пациентами на руки получено лекарственных препаратов на сумму 18.753 руб. (амоксициллин - 3.526 руб.; омепразол - 959 руб. 40 коп., кларитромицин - 14.268 руб.). Сумма средств в размере 18.753,40 руб., израсходованная на оплату лекарственных средств для обеспечения пациентов лекарственными препаратами в амбулаторных условиях, является нецелевым расходованием средств и подлежит возврату в бюджет ТФОМС МО; в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326) за использование не по целевому назначению начислен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме - 1.875 руб. 34 коп. Таким образом, средства ОМС в сумме 20.628 руб. 74 коп. подлежат перечислению в бюджет ТФОМС МО;
- в результате закупки лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности не использованных в полном объеме до истечения срока годности, произведено списание лекарственных препаратов, за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 по актам утилизации, на общую сумму - 11.512.791 руб. 27 коп., что является неэффективным использованием средств ОМС.
На основании указанного акта ТФОМС МО выставлено требование от 23.07.2018 N 08-0209/7377 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 26.06.2018 по 05.07.2018 в ООО МЦ "Гармония", и в соответствии с которым обществу необходимо в оспариваемой части:
- восстановить средства ОМС, использованные не по целевому значению в общей сумме 11.531.544 руб. 67 коп. путем возврата в бюджет ТФОМС МО в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования;
- перечислить в бюджет ТФОМС МО штраф в сумме 1.153.154 руб. 47 коп. (10% от суммы нецелевого использования средств) в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
- в случае неуплаты нецелевого использования средств ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления, настоящего требования, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Полагая, что указанные выше акт и требование являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО МЦ "Гармония" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды отметили, что встречные требования мотивированы тем, что ООО МЦ "Гармония" использовало денежные средства обязательного медицинского страхования не по целевому назначению.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ, медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации имеют право использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ, тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи транспортных услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 10.000 рублей за единицу. Следовательно, одним из принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Требование ООО МЦ "Гармония" о признании недействительными акта проверки от 05.07.2018 и требования ТФОМС МО от 23.07.2018 N 08-02-09/7377 в части устанавливающей нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 18.753 руб. 40 коп. в связи с приобретением лекарственных средств для обеспечения пациентов лекарственными препаратами в амбулаторных условиях, а также штрафа в сумме 1.875 руб. 34 коп. суды правомерно признали обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, с 01.01.2011 регулирует Федеральный закон N 326.
Согласно положениям Федерального закона N 326-ФЗ средства ОМС, направляемые в медицинские организации на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, являются государственными целевыми средствами.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ, для целей этого Закона к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
Статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
ТФОМС МО содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ОМС, а также перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Общество включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Московской области на 2018 год.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ, медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) предусмотрено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся:
- первичная медико-санитарная помощь;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
- скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
- вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
- амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
- в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
- стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Таким образом, стационарная помощь выделена в отдельный вид медицинской помощи, которая отличается от медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Понятия оказываемой медицинской помощи в стационарных условиях, в условиях дневного стационара и амбулаторно не являются идентичными. Закон не содержит понятия круглосуточного стационара; термин "круглосуточно" применяется для описания оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
В соответствии с Постановлением N 1079/46, при оказании в рамках Московской областной программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), и медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из акта проверки от 05.07.2018 приказом генерального директора организации от 23.05.2017 N 5 утвержден дневной стационар в количестве 12 койко-мест по профилям медицинской помощи:
- гастроэнтерология - 4 койко-мест;
- инфекционные болезни - 8 койко-мест.
С 23.02.2018 общий коечный фонд дневного стационара составил 15 койко-мест в связи с увеличением койко-мест по профилю медицинской помощи "инфекционные болезни" (11 койко-мест).
Госпитализация больных в дневной стационар терапевтического профиля осуществлялась по профилям:
- терапия, гастроэнтерология;
- госпитализация больных в дневной стационар инфекционного профиля осуществлялась по профилю: инфекционные болезни.
Генеральным директором утверждено Положение "О порядке госпитализации в дневной стационар Центра"; в соответствии с пунктом 2.3.1 приказа Минздрава Московской области от 28.12.2006 N 491 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях Московской области" (далее - Приказ N 491) продолжительность пребывания пациента в дневном стационаре определяется лечащим врачом с учетом проводимых лечебно-диагностических процедур, но не менее 4 часов. В ходе проверки оказания медицинской помощи в дневном стационаре инфекционного и терапевтического профиля жителям других территорий Российской Федерации выявлено несоблюдение сроков наблюдения пациентов в дневном стационаре при поликлинике в нарушение Приказа N 491 (в редакции приказов Минздрава Московской области от 11.09.2008 N 536 "О внесении дополнений в приказ МЗ МО от 28.12.2006 N 491" и от 02.12.2009 N 804 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Московской области от 28.12.2006 N 491").
Лекарственное обеспечение пациентам в условиях дневного стационара осуществлялось за счет средств ООО МЦ "Гармония".
Суды отметили, что проверкой установлено, что старшей медицинской сестрой ООО МЦ "Гармония" пациентам ежедневно на руки выдавались таблетированные лекарственные препараты для приема в вечернее время на весь период лечения в дневном стационаре терапевтического профиля; за каждый полученный препарат пациенты расписывались в журнале регистрации медикаментов у старшей медицинской сестры.
В соответствии с разделом VIII Постановления N 1079/46, обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения за счет средств медицинской организации производится при оказании в рамках Московской областной программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях; обеспечение лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях нормативными документами не предусмотрено.
За период январь - май 2018 года 82 пациентами на руки получено лекарственных препаратов на сумму 18.753 руб. (амоксициллин - 3.526 руб.; омепразол - 959 руб. 40 коп., кларитромицин - 14.268 руб.).
Таким образом, сумма средств в сумме 18.753 руб. 40 коп., израсходованная на доплату лекарственных средств для обеспечения пациентов лекарственными (препаратами в амбулаторных условиях, является нецелевым расходом средств и (подлежит возврату в бюджет ТФОМС МО; в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению начислен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 1.875 руб. 34 коп.
Судами установлено, что обществом оказана медицинская помощь в условиях дневного стационара указанным в акте проверки пациентам; поименованные в акте проверки препараты назначены и выданы пациентам в условиях дневного стационара, когда пациент находился на стационарном лечении, что подтверждается первичной медицинской документацией и отражено в акте в проверки ("старшей медицинской сестрой ООО МЦ "Гармония" пациентам ежедневно на руки выдавались таблетированные лекарственные препараты для приема в вечернее время на весь период лечения в дневном стационаре терапевтического профиля; за каждый полученный препарат пациенты расписывались в журнале регистрации медикаментов у старшей медицинской сестры").
Таким образом, суды обоснованно заключили, что лекарственные препараты для приема в вечернее время выдавались пациентам не в амбулаторных условиях, а в период, когда пациент находился в дневном стационаре, под наблюдением лечащего врача, в условиях дневного стационара, лекарственные препараты (амоксициллин, омепразол, кларитромицин) входят в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов. Доказательств обратного заинтересованным лицом судам не представлено, равно как и не представлено доказательств использования лекарственных препаратов медицинской организацией не для целей оказания медицинской помощи пациентам в соответствии с назначением врача.
Оценив указанные обстоятельства, суды обоснованно сочли, что выводы ТФОМС МО о нецелевом использовании средств не основаны на нормах бюджетного законодательства, законодательства об обязательном медицинском страховании.
Требование общества о признании недействительным акта проверки от 05.07.2018 и требования ТФОМС МО от 23.07.2018 N 08-02-09/7377 в части, устанавливающей неэффективное, нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 11.512.791 руб. 27 коп. в связи с приобретением лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности и их списание за период с 01.01.2018 по 31.05.2018, штрафа в сумме 1.151.279 руб. 13 коп. также обоснованно удовлетворено в связи со следующим.
Суды установили, что из акта проверки следует, что в проверяемом периоде ООО МЦ "Гармония" производило расходы из средств ОМС Московской области на закупку лекарственных препаратов, реактивов и химикатов.
В структуре расходов по средствам ОМС Московской области за 5 месяцев года расходы на приобретение лекарственных средств составили 350.567.605 руб. 41 коп. или 83% от общей суммы расходов ОМС (2017 год - 87.435.206 руб., или 68,3% от общей суммы расходов ОМС).
В проверяемом периоде основными поставщиками лекарственных препаратов являлись следующие организации: АО "Р-Фарм", ООО "АльфаМед", ООО "ОТРИС", ООО "АМС-Мед", ИП Азовцев В.С., ООО "КОСМОФАРМ".
Обеспечение лекарственными препаратами ООО МЦ "Гармония" осуществлялось путем электронных заявок (заказов) фирмам-поставщикам, оформляемым старшей медицинской сестрой; после утверждения заявок генеральным директором, заказ направлялся контактному лицу контрагента; на основании данной заявки производилась отгрузка; лекарственные препараты от поставщика принимала старшая медицинская сестра; хранение и отпуск лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов осуществлялось в кабинете старшей медицинской сестры, на которую возложена полная индивидуальная материальная ответственность; комиссии представлен договор о полной индивидуальной материальной ответственности от 21.08.2017, возложенной на старшую медицинскую сестру.
При проверке лекарственного обеспечения ООО МЦ "Гармония" выявлены недостатки и нарушения, повлиявшие на финансово-экономическую составляющую медицинской организации:
- в договоре поставки лекарственных средств не указан остаточный срок годности препаратов;
- в результате закупки лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности не использованных в полном объеме до истечения срока годности, произведено списание лекарственных препаратов за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 по актам утилизации на общую сумму 11.512.791 руб. 27 коп.; указанные средства являются неэффективным использованием.
В требовании от 23.07.2018 N 08-02-09/7377 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 26.06.2018 по 05.07.2018 в ООО МЦ "Гармония" указано на необходимость восстановления средств ОМС, использованных не по целевому значению указанной выше суммы путем возврата в бюджет ТФОМС МО в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования, а также штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ, обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Статьей 4 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Судами установлено, что в акте проверки от 05.07.2018 не приведено доказательств того, что общество, приобретая лекарственные препараты в указанном количестве, могло выполнить поставленные задачи с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный объем средств, общество могло бы достичь лучшего результата; не проведен анализ документов, по которым лекарственные препараты с ограниченным сроком годности были приобретены, в частности, не соотнесены коммерческие условия поставки препаратов (цены и объемы приобретенных лекарственных препаратов, скидки за низкий остаточный срок годности и т.д.) с актом об их списании.
Пунктом 17.2 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение о контроле за использованием средств ОМС) предусматривается, что при проверке использования медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования оценивается, в том числе обоснованность цен при закупке медицинской организацией лекарственных средств.
Судами установлено, что доказательств необоснованности цен, по которым приобретены обществом лекарственные препараты, ТФОМС МО не представлено.
Согласно пункту 23.2 Положения о контроле за использованием средств ОМС, описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов; в акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных первичными и отчетными документами.
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в акте проверки от 05.07.2018 ТФОМС МО указало, что обществом в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства ОМС в сумме 11.512.791 руб. 27 коп. являются неэффективным использованием, при этом в требовании от 23.07.2018 указано на необходимость восстановления средств ОМС, использованных не по целевому значению указанной выше суммы путем возврата в бюджет ТФОМС МО в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования, а также штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
При этом суды правомерно отметили, что глава 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает в качестве санкции за неэффективное использование бюджетных средств возвращения таких средств использованных неэффективно в бюджет.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что требование о возвращении обществом средств федерального бюджета в сумме 11.512.791 руб. 27 коп. как неэффективным образом использованных бюджетных средств противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности и является незаконным.
Суды установили, что доказательств нецелевого использования обществом средств ОМС - ТФОМС МО не представлено.
Общество является медицинской организацией, приобретает лекарственные препараты для оказания гражданам медицинской помощи. Доказательства приобретения обществом лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в материалах дела отсутствуют, судами не установлены, при этом неполное использование лекарственных препаратов до истечения срока их годности в медицинской организации не является нецелевым использованием средств.
При этом согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ и положениями раздела VII Московской областной программы структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на приобретение лекарственных средств.
Всесторонне и полно изучив вышеуказанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что акт проверки от 05.07.20418 и требование от 23.07.2018 в оспариваемой части являются незаконными, а встречный иск необоснованным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2019 года по делу N А41-81136/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.