город Москва |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А41-5693/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от административного органа по делу - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - Куракина А.С. по доверенности от 11.10.2019, Абанникова О.А. по доверенности от 25.12.2019,
от заинтересованного лица по делу - ООО "Санни Вэй" - Любова О.Т. по доверенности от 20.11.2019;
рассмотрев 21 ноября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по центральному федеральному округу
на решение от 29 апреля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гвоздевым Ю.Г.,
на постановление от 09 сентября 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А., Хомяковым Э.Г.,
по делу N А41-5693/2019
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
к ООО "Санни Вэй"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - административный орган, заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "Санни Вэй" (далее - Общество), предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу не согласилось с выводами судов, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества поддержал принятые судебные акты судов нижестоящих инстанций. Письменный отзыв не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из фактических обстоятельств по делу, ООО "Санни Вэй" является владельцем действующей лицензии на осуществление перевозок этилового спирта N 50ТСЭ0008119 от 10 октября 2018 года.
В Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу поступило заявление ООО "Санни Вэй" N 261 от 15 ноября 2018 года о внесении изменений в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее - АСКП). В результате проведенного анализа АСКП и документов, представленных организацией, судами установлено, что в АСКП в разделе "Перевозки" отсутствуют перевозки N298_350723000001460695, N285_350723000001460703, перевозка 286_350723000001460707 присутствует со статусом "Назначена".
Судами в ходе анализа представленных Обществом товаросопроводительных документов также установлено следующее.
ООО "Санни Вэй" (ИНН 5050124762, Лицензия на осуществление перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), N 5ОТСЭ0008119, выдана Росалкогольрегулированием, срок действия с 10 октября 2018 года по 02 апреля 2023 года, являясь перевозчиком этилового спирта и спиртосодержащей продукции (в том числе денатурата) выполнил следующие перевозки:
- с 09.11.2018 11:30 по 09.11.2018 18:15, в адрес грузополучателя ОАО "ЛВЗ "Вереск" от грузоотправителя "Distillerie Marlet" (о чем свидетельствуют: Уведомление о перевозке N 298 от 09.11.2018; Заявка на ввоз этилового спирта или спиртосодержащей продукции N 16952000002717267 от 03.09.2018);
- с 12.11.2018 17:00 по 12.11.2018 21:30, в адрес грузополучателя АО "Московский завод "Кристалл" от грузоотправителя "Diego Scotland Limited" (о чем свидетельствуют: Уведомление о перевозке N 285 от 12.11.2018; Заявка на ввоз этилового спирта или спиртосодержащей продукции N 150294000002899595 от 29.10.2018, Декларация на товары N 10009170/121118/0002975, с приложением декларации таможенной стоимости, справки к таможенной декларации);
- с 14.11.2018 15:30 по 14.11.2018 21:40, в адрес грузополучателя АО "Московский завод "Кристалл" от грузополучателя "Diego Scotland Limited" (о чем свидетельствуют: Уведомление о перевозке N 286 от 14.11.2018, Заявка на ввоз этилового спирта или спиртосодержащей продукции N 150294000002899596 от 29.10.2018, Декларация на товары N 10009170/141118/0003063, с приложением декларации таможенной стоимости, справки к таможенной декларации). Согласно вышеуказанным документам, представленным - ООО "Санни Вэй", транспортное средстве AT 6789 36 RUS осуществляло перевозку алкогольной продукции, однако данных о его передвижении в АСКП в Единой государственной автоматизированной информационной системе зафиксированы не были.
Сотрудниками Управления возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Суды установили, что по результатам административного расследования по признакам выявленного административного правонарушения управлением в отношении Общества 11.01.2019 в присутствии представителя Общества составлен протокол N 02-18/1113-10 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия оснований для привлечения Общества к административной ответственности, установленной частью 1 ст. 14.17 КоАП РФ по основаниям недоказанности вины, поскольку Общество самостоятельно обратилось в административный орган с заявлением об устранении обнаруженных им нарушений, возникших в результате обстоятельств, которые находились вне контроля Общества, принятия Обществом всех зависящих от него мер по устранению некорректной передачи данных в систему АСКП при перевозках, отсутствия возможности самостоятельно корректировать информацию со счетчиков-контроллеров, передающих навигационные данные в автоматическом режиме транспортного средства на сервер РАР в систему АСКП.
Суд кассационной инстанции руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под оборотом алкогольной продукции понимается, в том числе, перевозка, на которую распространяется действие данного Закона N 171-ФЗ.
Из абзаца 4 пункта 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ следует, что перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Согласно пункта 7 Правил ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 (далее - Правила N 688), в процессе перевозки продукции организации-перевозчики посредством использования технических средств регистрации обеспечивают передачу в АСКП по каждому автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 688 система контроля перевозок обеспечивает сбор и систематизацию информации о перевозках продукции, указанной в пунктах 5 - 7 Правил в целях ее использования для организации и проведения государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.09.2012 N 258 утверждены Требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - Требования N 258).
Названным документом установлены требования к составу и техническим характеристикам специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении транспортных средств, осуществляющих перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции на территории Российской Федерации по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок по спутниковым навигационным системам в АСКП этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также к выполняемым ими функциям. Установлено требование по передаче данных в АСКП до 24 часов с момента осуществления конкретного действия.
Исходя из положений подпункта "а" пункта 2 Требований N 258, технические средства должны обеспечивать передачу в АСКП данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства (далее - навигационные данные).
Согласно пункта 7 Требований N 258 контроллер должен обеспечивать получение цифровых данных от технических средств с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 секунд до 24 часов) и их запись в энергонезависимой памяти с привязкой ко времени и координатам местонахождения автомобильного транспорта.
Пунктом 8 Требований N 258 определено, что технические средства должны осуществлять передачу сведений о перевозках продукции в АСКП, обеспечивая предотвращение искажения и подделки передаваемой информации.
Пунктами 2.1 и 2.2 приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.09.2012 N 256 "О Требованиях к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, в части автомобильного транспорта" предусмотрено, что автомобильный транспорт должен быть оснащен оборудованием для учета объема перевозок продукции и специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Из системного толкования вышеперечисленных норм следует, что обязательными лицензионными требованиями в области перевозок этилового спирта является оборудование автотранспортных средств лицензиата специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые являются работоспособными и обеспечивающими передачу в АСКП данных в автоматическом режиме о текущем местоположении: пройденном маршруте перевозки продукции (координатно-временное определение местонахождения); времени и мест стоянок автотранспортного средства (местоположение в конкретное время); даты и времени начала и окончания перевозки продукции; адреса места начала перевозки (загрузки) продукции и адреса места доставки (выгрузки) продукции по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, что как установлено судами, не соблюдено Обществом (абзац 1, лист 6 решения суда первой инстанции по настоящему делу), соответственно при изложенных обстоятельствах составляет событие вменного Обществу административного правонарушения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Требований N 258 в случае перебоев в передаче данных информация должна записываться и храниться на источнике Общества и в дальнейшем при устранении перебоев и возобновлении сигнала передаваться контролирующему органу.
В связи с чем, на основании вышеназванных норм законодательства Общество вправе осуществлять деятельность по перевозке этилового спирта лишь посредством автотранспортных средств, оборудованных специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые являются работоспособными и обеспечивающими передачу в АСКП данных в автоматическом режиме о текущем местоположении.
Следовательно, Общество должно было обеспечить перевозку этилового спирта на автотранспорте, который не только оборудован опломбированными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, но и способными реально передавать необходимую информацию в АСКП, что выполнено не было.
В силу разъяснений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ императивно установлено, что в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Между тем, к настоящему моменту Общество не может быть привлечено к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, на дату рассмотрения дела судом кассационной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу указанного оснований для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2019 года по делу N А41-5693/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.