город Москва |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А40-45414/19-79-350 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Хэдхантер": Абдульменова А.Ю., Келина Д.А. (дов. N 19/050 от 19.06.2019 г.), Донникова Ю.Е. (дов. N 19/025 от 05.04.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Соловьева П.А. (дов. N ИА/11868/19 от 19.02.2019 г.), Котельникова С.Г. (дов. N ИА/41937/19 от 21.05.2019 г.);
рассмотрев 17 декабря 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 апреля 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2019 г.
по делу N А40-45414/19-79-350
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хэдхантер"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28 января 2019 г. N 4-19.8-1974/00-11-18,
УСТАНОВИЛ: 26 декабря 2017 г. общество с ограниченной ответственностью "Хэдхантер" (далее - ООО "Хэдхантер", общество, заявитель) с целью приобретения у общества с ограниченной ответственностью "Пронто Медиа Холдинг" (далее - ООО "ПМХ") ряда нематериальных активов, связанных с сайтом job.ru, совершило сделку (далее - сделка) путем заключения (1) договора об отчуждении исключительных прав на базу данных работодателей, (2) рамочного договора о порядке отчуждения прав на нематериальные активы (далее - рамочный договор), и (3) договоров об отчуждении отдельных видов нематериальных активов:
три договора об отчуждении исключительных прав на товарный знак (в отношении товарных знаков job, job.ru и Job-today соответственно);
договор об отчуждении прав по администрированию доменного имени (в отношении домена по адресу http://www.job.ru);
договор об отчуждении исключительных прав на базу данных соискателей.
По условиям сделки заявитель приобрел шесть объектов гражданских прав, а именно (1) три товарных знака, (2) права по администрированию доменного имени job.ru, а также (3) исключительные права на базу данных работодателей и базу данных соискателей.
Указанная сделка была совершена без получения предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы (далее -ФАС России, административный (антимонопольный) орган).
При этом ООО "Хэдхантер" исходило из того, что поскольку на момент совершения сделки балансовая стоимость приобретаемых нематериальных активов составляла не более 10,46% от балансовой стоимости всех нематериальных актив и основных производственных средств ООО "ПМХ", и соответственно установленный пунктом 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) 20% порог не был превышен, сделка не подлежит согласованию с антимонопольным органом.
25 июля 2015 г. ФАС России запросила у ООО "Хэдхантер" информацию о приобретении активов job.ru, в том числе доменного имени и товарного знака.
Из представленных во исполнение указанного запроса обществом материалов антимонопольным органом установлено, что суммарная стоимость активов группы лиц ООО "Хэдхантер" превышает семь миллионов рублей.
Таким образом, в действиях ООО "Хэдхантер" обнаружены признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайства о даче согласия на осуществление сделки по приобретению нематериальных активов ООО "ПМХ".
По данному факту в отношении ООО "Хэдхантер" ФАС России было возбуждено дело об административном правонарушении N 4-19.8-1974/00-11-18 определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 27 декабря 2018 г.
На основании полученных данных 22 января 2019 г. в отношении ООО "Хэдхантер" составлен протокол об административном правонарушении N 4-19.8-1974/00-11-18, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
28 января 2019 г. (резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2019 г.) вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 4-19.8-1974/00-11-18, которым ООО "Хэдхантер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Хэдхантер" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 апреля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2019 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление ФАС России по делу об административном правонарушении от 28 января 2019 г. N 4-19.8-1974/00-11-18 о наложении штрафа.
В кассационной жалобе ФАС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что сделка, совершенная между ООО "Хэдхантер" и ООО "ПМХ" о приобретении нематериальных активов, связанных с сайтом job.ru, подпадала под условия получения предварительного согласия антимонопольного органа на ее осуществление, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Хэдхантер" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФАС России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Хэдхантер" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц и лица, акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются сделки по получению в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.
Действия, связанные с непредставлением в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на пропуск установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления административного органа.
При этом судами установлено, что срок совершения административного правонарушения следует исчислять с даты заключения договоров между ООО "Хэдхантер" и ООО "ПМХ", т.е. 26 декабря 2017 г., следовательно, срок привлечения к административной ответственности истек 26 декабря 2018 г., в то время как оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом 28 января 2019 г.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административный орган не вправе за пределами срока давности привлечения к административной ответственности делать выводы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе антимонопольный орган указывает на то, что сделка, совершенная между ООО "Хэдхантер" и ООО "ПМХ" о приобретении нематериальных активов, связанных с сайтом job.ru, подпадала под условия получения предварительного согласия антимонопольного органа на ее осуществление, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции.
Приведенные доводы заслуживают внимания, однако они не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку на момент вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 апреля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2019 г. по делу N А40-45414/19-79-350 оставить без изменения, кассационную жалобу ФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.