г. Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А40-29231/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ведина А.Е. по дов. от 25.01.2018;
от ответчиков: Нарышкина С.Ю. по дов. от 23.12.2019; Василевский Д.В. по дов. от 14.06.2019,
рассмотрев 24 декабря 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки"
на решение от 05 июня 2019 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
постановление от 13 сентября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Красновой Т.Б., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-29231/2019,
по заявлению ОАО "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки"
к ТО Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЮЗАО г. Москвы
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление, административный орган, ответчик) от 23 января 2019 года N 28-00017 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2019 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами судов, ОАО "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Представлен письменный отзыв.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮЗАО города Москвы проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "КБК "Черемушки".
По результатам проверки были выявлены нарушения требований статей 24, 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
По данному факту 21 декабря 2018 года Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве N 28-00017 ОАО "КБК "Черемушки" признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
В качестве административного правонарушения обществу вменена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Не согласившись с постановлением, ОАО "КБК "Черемушки" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Признавая законным постановление управления от 23 января 2019 года N 28-00017, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в действиях общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Оценив данные доказательства, суды с учетом характера допущенного правонарушения признали правомерным указание Управления о том, что упомянутые действия общества создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮЗАО города Москвы проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "КБК "Черемушки" согласно Распоряжению о проведении плановой выездной проверки N 01-28-00170 от 11.10.2018 в период с 22.10.2018 по 17.12.2018, Распоряжению о продлении срока проведения плановой выездной проверки N 01-28-0056 от 16.11.2018 сроком до 17.12.2018.
По результатам плановой выездной проверки были выявлены следующие нарушения ОАО "КБК "Черемушки" требований технических регламентов: в организации торговли ОАО "КБК "Черемушки" по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, д. 10а осуществляется производство выпечных изделий 22 наименований с различными начинками (пирог дрожжевой с курицей и сыром, слойка с сыром и ветчиной "Экспресс-выпечка" (книж), пирог дрожжевой с мясом, пирог дрожжевой с мясом (расстегай), слойка дрожжевая с ежевикой, Твист с творожно-лимонной начинкой, слойка дрожжевая с курицей, пирог дрожжевой с капустой, слойка дрожжевая с лимоном (дениш), слойка с маком "Экспресс-выпечка", твист с яблоком, изюмом и орехом, пирог дрожжевой с картофелем и грибами, слойка дрожжевая с курицей и сыром, слойка дрожжевая с мясом, слойка дрожжевая с картофелем и грибами, розан с малиной и ванильным кремом, косичка "Кленовая" "Экспресс-выпечка", улитка с корицей, корзиночка с ветчиной и сыром, пирог дрожжевой с курицей и грибами, Слойка дрожжевая с сыром и ветчиной (книжка), Пирог дрожжевой с мясом) из полуфабрикатов хлебобулочных замороженных, помещенных в транспортную тару (изготовитель АО "КБК "Черемушки", юридический адрес: Россия, 109377, г. Москва, ул. Академика Скрябина, дом 9, корп. 2, стр. 3), на изготовляемую и реализуемую в магазине ОАО "КБК "Черемушки" выпечную продукцию из замороженных полуфабрикатов отсутствуют декларации о соответствии требованиям технических регламентов готовой продукции, ОАО "КБК "Черемушки" не в полном объеме обеспечило безопасность пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), а именно: согласно п. 10 Схемы "Лабораторного контроля" СМБПП предусмотрен контроль показателей безопасности готовой продукции на соответствие ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и иных ТР ТС, однако в представленных протоколах испытаний готовой продукции за 2018 год, при производстве которой применяются пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства, оцениваются только соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции": сдоба "Лакомая" с маком, сдоба "Лакомая" с лимоном, сдоба "Лакомая", Сдоба "Лакомая" с творожной начинкой; изделие хлебобулочные слоеное "Слойка с сыром"; хлеб "Достойный", хлеб "Достойный" упакованный, хлеб "Достойный" нарезанный упакованный, хлеб "Зерновик", хлеб "Зерновик" упакованный, хлеб "Зерновик" нарезанный упакованный; хлеб "Дар зерна" светлый заварной (в упаковке, нарезанный в упаковке, нарезанная часть изделия в упаковке, часть изделия в упаковке); хлеб "Дар зерна" традиционный (в упаковке, нарезанный в упаковке, нарезанная часть изделия в упаковке, часть изделия в упаковке; изделия хлебобулочные слоеные: "Круассан", "Круассан с шоколадно-ореховой начинкой"; Круассан с карамельной начинкой", "Круассан со сливочной начинкой", "Круассан с клубничной начинкой", "Круассан с шоколадной начинкой", "Круассан с вареной сгущенкой"; изделия хлебобулочные: сочник творожный, сочник с вишней, сочник с черникой; рулет с маком и изюмом; изделия хлебобулочные: сдобное "Ватрушка" с творожной начинкой; батон из пшеничной муки высшего сорта с пшеничными отрубями; батон "Полюшко", что является нарушением ст. ст. 24, 28 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г., ч. 1 ст. 23, п. 3 ст. 11 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ), - технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования; - технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность.
В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции.
Оценка соответствия требованиям технических регламентов проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, и в иной форме с целью удостоверения соответствия продукции, техническим регламентам.
Нарушение требований ч. 2 ст. 28 Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании", ч. 1 ст. 23, п. 3 ст. 11 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения; вредному воздействию на человека факторов среды обитания.
Согласно ч. 1 ст. 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции": декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением: не переработанной пищевой продукции животного происхождения; специализированной пищевой продукции; уксуса.
Декларация о соответствии подтверждает качество и безопасность продукции.
Отсутствие декларации о соответствии на изготавливаемые выпечные изделия создает угрозу жизни и здоровья человека, т.к. отсутствует подтверждение безопасности данной продукции, и она может послужить причиной возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения; оказать вредное воздействие на человека как фактор среды обитания.
Отсутствие контроля показателей безопасности готовой продукции на соответствие ТР ТС в полном объеме также влечет угрозу жизни и здоровью человека, т.к. требования технических регламентов являются обязательными для достижения цели защиты жизни и (или) здоровья человека.
Как установлено судами, по данному факту 21.12.2018 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, 23.01.2019 Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве N 28-00017 ОАО "КБК "Черемушки" признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ наказуемы действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Таким образом, объективная сторона данных правонарушений заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции": декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением: не переработанной пищевой продукции животного происхождения; специализированной пищевой продукции; уксуса.
Декларация о соответствии подтверждает качество и безопасность продукции.
Отсутствие декларации о соответствии на изготавливаемые выпечные изделия создает угрозу жизни и здоровья человека, т.к. отсутствует подтверждение безопасности данной продукции, и она может послужить причиной возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения; оказать вредное воздействие на человека как фактор среды обитания.
Отсутствие контроля показателей безопасности готовой продукции на соответствие ТР ТС в полном объеме также влечет угрозу жизни и здоровью человека, т.к. требования технических регламентов являются обязательными для достижения цели защиты жизни и (или) здоровья человека.
Суды указывают, что ОАО "КБК "ЧЕРЕМУШКИ" в доводах указывает, что производило выпекание хлебобулочных изделий из замороженных полуфабрикатов в рамках предпродажной подготовки согласно ГОСТ Р 57115-2016 "Торговля. Предпродажная подготовка товаров отдельных видов. Общие требования" и материалами дела не доказана "угроза жизни и здоровью граждан".
Однако данные доводы правомерно отклонены судами в связи со следующим.
Согласно ст. 5 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, и пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Употребление в пищу продукции, безопасность которой не подтверждена в установленном законом порядке, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, в т.ч. опасных для жизни человека.
Маркировка продукции единым знаком обращения на рынке ЕАС, создает ложное впечатление о безопасности продукции и способствует ее распространению среди населения.
Суды указывают, что в ходе проведения проверки было установлено, что ОАО "КБК "Черемушки" в магазине осуществляет изготовление изделий путем выпекания их из замороженных полуфабрикатов с последующей реализацией готовых выпечных изделий в магазине ОАО "КБК "Черемушки".
Суды установили, что изготовителем готовых выпечных изделий 22 наименований с различными начинками является ОАО "КБК "Черемушки" (г. Москва, ул. Наметкина, д. 10А).
Согласно ст. 21 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в форме декларирования соответствия пищевой продукции.
Декларации соответствия на вышеуказанную продукцию не представлены и в реестре на сайте Росаккредитации http://fsa.gov.ru/ отсутствуют.
Согласно п. 4.1 ГОСТ Р 57115-2016 "Торговля. Предпродажная подготовка товаров отдельных видов. Общие требования", предпродажную подготовку товаров выполняют в целях сохранения качества товаров и создания привлекательных для покупателей внешнего вида товаров и/или упаковки.
Предпродажная подготовка предусматривает уменьшение объема и количественное разделение товаров.
Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 57115-2016 предпродажная подготовка товаров является частью торгово-технологического процесса в сфере торговли и включает следующие операции: проверка наименования, количества, комплектности, сортности, цены товара; проверка упаковки; проверка соответствия маркировки; распаковка товаров; очистка товаров от пыли и загрязнений, устранение мелких дефектов; сортировка товаров по видам и сортам; сбор и комплектация товаров, поступивших в предприятие торговли в разобранном виде (при необходимости); взвешивание (установление массы) товаров; фасование (фасовка) товаров в потребительскую упаковку; упаковка товаров по количеству единиц в упаковке; упаковка товаров под подарочную упаковку; упаковка товаров в подарочные наборы; упаковка товаров в промо-наборы; упаковка товаров в метро-юниты; запайка в термоусадочную пленку; придание товарам товарного вида (например, отпаривание, глажка, утюжка и т.п.); оформление ценников на товары; установка противокражного оборудования; настройка товаров; изготовление и нанесение этикеток, штрих-кодов (стикеровка); подготовка товаров к подаче в торговый зал, укладывание в специальную тару-оборудование или тару; выкладка товаров в торговом зале или размещение товара на рабочем месте продавца; другие операции.
Суды пришли к правомерному выводу, что непосредственное изготовление пищевой продукции не может быть отнесено к предпродажной подготовке, которая возможна только в отношении готового изделия.
Также ОАО "КБК "Черемушки" ссылается на то, что получая декларацию соответствия ЕАЭС N RU Д-RU.АЮ85.В.26823 от 03.04.2018 (действует до 29.03.2021) АО "КБК "Черемушки" (г. Москва, ул. Академика Скрябина, дом 9, корпус 2, строение 3) проводило испытания на качество и безопасность хлебобулочного полуфабриката именно в готовом выпечном изделии, что, по мнению ОАО "КБК "Черемушки", подтверждает соответствии готовой продукции требованиям действующих ГОСТов и Технических регламентов.
Суды правомерно отклонили данные доводы в связи со следующим.
Исходя из данных реестра Росаккредитации http://fsa.gov.ru/ в реестр внесена декларация соответствия ЕАЭС N RU Д-RU.АЮ85.В.26823 от 03.04.2018: Заявитель - АО "КБК "Черемушки"; Изготовитель - АО "КБК "Черемушки"; Продукция - Полуфабрикаты хлебобулочные замороженные; Тип декларации - Декларация о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза (технического регламента Таможенного союза); Технические регламенты - ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; Схема декларирования - 3д; Тип объекта декларирования - Серийный выпуск, с учетом изложенного - декларация соответствия ЕАЭС N RU Д-RU.АЮ85.В.26823 от 03.04.2018 принята заявителем в отношении только полуфабрикатов хлебобулочных замороженных, таким образом, факт отсутствия деклараций о соответствии на изготавливаемую из замороженных полуфабрикатов и реализуемую в магазине выпечную продукцию без сертификатов соответствия является нарушением ТР ТС 021/2011, что создает угрозу жизни и здоровью человека.
Соответствующие доводы заявителя также правомерно отклонены судами.
ОАО "КБК "Черемушки" также указывает, что контролирует требования ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" по рецептуре и не обязано проводить испытания.
Однако судами установлено, что представленные Обществом декларации о соответствии продукции, выпускаемой ОАО "КБК "Черемушки", подтверждают соответствие вышеуказанной продукции ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
Суды согласились с доводами административного органа, что в ходе изучения представленной Программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-профилактических мероприятий ОАО "КБК "Черемушки", утв. Генеральным директором Мугандиным Ю.В. 10.01.2018 г. и Схемы "Лабораторного контроля" СМБПП было установлено, что предусмотрен контроль показателей безопасности готовой продукции на соответствие ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и иных ТР ТС, однако в представленных протоколах испытаний готовой продукции за 2018 год, при производстве которой применяются пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства, имеются сведения только о том, что продукция оценивается на соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", таким образом, Обществом нарушена программа производственного контроля в указанной части.
ОАО "КБК "Черемушки" указывает, что соблюдение требований технического регламента по содержанию в готовых изделиях пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств осуществляется за счет соблюдения технологического режима, определяющего количество добавляемых пищевых добавок, ароматизаторов и вспомогательных средств на этапе изготовления пищевой продукции.
Суды установили, что наличие пищевых добавок, ароматизаторов и вспомогательных средств в пищевой продукции, выпускаемой ОАО "КБК "Черемушки", подтверждается лабораторными исследованиями, проведенными в ходе плановой проверки (экспертное заключение филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в ЮЗАО города Москвы N 2018-04-24783 от 10.12.2018 г.)
Вопрос об организации и проведении производственного контроля изложен в требованиях ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и определяет обязанности юридических лиц. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" определен порядок организации и проведения производственного контроля, требования к программе (плану) производственного контроля.
В соответствии со ст. 3 ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" объектами технического регулирования данного регламента являются выпускаемые в обращение и находящиеся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза: пищевые добавки, комплексные пищевые добавки; ароматизаторы; технологические вспомогательные средства; пищевая продукция в части содержания в ней пищевых добавок, биологически активных веществ из ароматизаторов, остаточных количеств технологических вспомогательных средств; процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств.
Согласно ст. 7 ТР ТС 029/2012 содержание пищевых добавок, биологически активных веществ в составе ароматизаторов и неудаляемых остатков технологических вспомогательных средств в пищевой продукции должно соответствовать требованиям, установленным в Приложениях 3 - 8, 10 - 18, 20 - 27, 29 к ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", в которых гигиенические нормативы определяют максимальный уровень содержания веществ в пищевой продукции.
Ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет, что гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.
Суды установили, что указываемые ОАО КБК "Черемушки" сведения о том, что в процессе производства применяются комплексные пищевые добавки, которые не подпадают под действие ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" не состоятельны, т.к. в ст. 4 ТР ТС 029/2012 дается определение: комплексная пищевая добавка - смесь пищевой(ых) добавки(ок) и (или) пищевого сырья и (или) ароматизатора(ов), предназначенная для выпуска в обращение, в которой как минимум одна из пищевых добавок, входящая в состав комплексной пищевой добавки, должна оказывать в конечной пищевой продукции функциональное действие.
Гигиенические нормативы, указанные в ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", нормируют содержание пищевых добавок, биологически активных веществ в составе ароматизаторов и неудаляемых остатков технологических вспомогательных средств в пищевой продукции независимо от того, использовалось это вещество в чистом виде или в составе смеси.
С целью соблюдения гигиенических нормативов проводится лабораторно-инструментальный контроль, который позволяет определить фактическое содержание пищевых добавок, биологически активных веществ в составе ароматизаторов и не удаляемых остатков технологических вспомогательных средств в пищевой продукции и сделать вывод о соответствии или не соответствии нормативным требованиям.
Суды пришли к выводу, что факт наличия нарушений требований технических регламентов подтверждается материалами дела, установлен судами.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды пришли к верному выводу, что каких-либо доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено, в действиях Общества имеется вина в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек и учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, суд назначил наказание в установленном размере, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в размере 300 000 руб.
Суды, проверив требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания, в рассматриваемом случае признали их соблюденными.
Обстоятельств, которые могли бы выступать достаточными основаниями для применения положений статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, суды не установили.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают требованиям АПК РФ к доказыванию, оценке доказательств и основаны на правильном применении положений АПК РФ, КоАП РФ, Закона N 184-ФЗ, Технического регламента.
Доводы кассационной жалобы общества о том, что его действия не создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем обществу необоснованно вменена часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ, отклоняются, поскольку направлены на иную, чем у судов, оценку обстоятельств дела и имеющихся доказательств.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 июня 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2019 года по делу N А40-29231/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.