город Москва |
|
06 февраля 2020 г. |
Дело N А40-1493/19-121-4 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета финансов Волгоградской области: Аникеевой С.В. (дов. N 9 от 17.01.2019 г.);
от истца (заявителя) Комитета сельского хозяйства Волгоградской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства финансов Российской Федерации: Ткаченко Н.Г. (дов. N 01-10-08/94 от 18.07.2019 г.);
от третьего лица Федерального казначейства: Игашовой А.Н. (дов. N 09-04-11/27055 от 13.12.2018 г.);
от третьего лица Управления Федерального казначейства по Волгоградской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: не явились, извещены;
рассмотрев 23-30 января 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2019 г.,
по делу N А40-1493/19-121-4
по заявлению Комитета финансов Волгоградской области, Комитета сельского хозяйства Волгоградской области
к Министерству финансов Российской Федерации
о признании недействительными приказов,
третьи лица: Федеральное казначейство; Управление Федерального казначейства по Волгоградской области; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: в период с 08 февраля 2018 г. по 27 июня 2018 г. на основании приказа Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по ВО) от 25 января 2018 г. N 58-ОД "О назначении внеплановой камерной проверки в Комитете сельского хозяйства Волгоградской области" (далее - Облкомсельхоз) в отношении Комитета финансов Волгоградской области и Комитета сельского хозяйства Волгоградской области проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации за 2015-2017 годы.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктами 39 - 43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (далее - Правила N 1092).
В ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", Государственной программой, Правилами от 15 июля 2013 г. N 598, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 335-р, Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 30 марта 2016 г. N 198/10-С (далее - Соглашение от 30 марта 2016 г. N 198/10-С) в 2016 году из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, а именно на развитие водоснабжения в сельской местности, предоставлена субсидия в размере 8 962 000 руб.
Согласно пункту 1.1 указанного соглашения его предметом является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области по реализации мероприятий, в том числе, на развитие водоснабжения в сельской местности.
В соответствии с подпунктом 2.2.4. пункта 2.2. Соглашения от 06 мая 2015 г. N 642/10-С орган исполнительной власти обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1. Соглашения в объемах, не менее установленных в Приложении N 2 к Соглашению.
Приложением N 1 и N 2 к Соглашению от 30 марта 2016 г. N 198/10-С, Законом Волгоградской области от 07 декабря 2015 г. N 206-ОД "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", в 2016 году предусмотрены средства в размере 14 432 000 руб., в том числе:
1) 8 962 000 руб. - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
2) 4 000 000 руб. - объем финансирования за счет средств бюджета Волгоградской области;
3) 1 470 000 руб. - объем финансирования за счет средств бюджета муниципальных образований Волгоградской области.
Подпунктом 2.2.4. пункта 2.2. Соглашения от 30 марта 2016 г. N 198/10-С орган исполнительной власти обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения в объемах, не менее установленных в Приложении N 2 к Соглашению.
Таким образом, уровень софинансирования расходного обязательства Волгоградской области составил за счет средств федерального бюджета - 62,1 %, а за счет консолидированного бюджета Волгоградской области - 37,9 %.
В соответствии с Соглашением от 30 марта 2016 г. N 198/10-С Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минфин России) Облкомсельхозу были перечислены средства субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия - развитие водоснабжения в сельской местности платежными поручениями N 382 от 06 июля 2015 г. в сумме 4 630 000 руб. и N 574 от 01 сентября 2015 г. в сумме 10 710 000 руб.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета от 01 января 2017 г. (ф. 0503127), сведений о ходе реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (нарастающим итогом) за январь - декабрь 2016 года, Справки органа Федерального казначейства N ПСК31304 за 27 января 2017 г., заявке на возврат N 47 от 26 января 2017 г. (ф. 0531803), а также соответствующих платежных поручений фактические расходы средств составили в общей сумме 13 428 192,02 руб., в том числе:
- 8 962 000 руб. - за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 4 466 192,02 руб. - за счет средств областного и местного бюджетов.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 13 428 192,02 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 8 338 654,16 руб. (13 428 192,02x8 962 000,00/14 432 000,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил - 623 345,84 руб.
Согласно Федеральному закону от 01 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Государственной программой Российской Федерации развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1421) (далее - Государственная программа), Правилами от 15 июля 2013 г. N 598, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 700-р, Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 06 мая 2015 г. N 642/10-С (далее - Соглашение от 06 мая 2015 г. N 642/10-С) в 2015 году из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, предоставлены субсидии в общей сумме 71 020 000 руб., в том числе:
- на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности (далее - Мероприятие 1) - в размере 4 630 000 руб.;
- на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности (далее - Мероприятие 2) - в размере 10 710 000 руб.
Согласно пункту 1.1. Соглашения от 06 мая 2015 г. N 642/10-С предметом соглашения является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области, по реализации, в том числе, указанных мероприятий.
В соответствии с подпунктом 2.2.4. пункта 2.2. Соглашения от 06 мая 2015 г. N 642/10-С орган исполнительной власти обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1. Соглашения в объемах, не менее установленных в Приложении N 2 к Соглашению.
Приложением N 2 к Соглашению от 06 мая 2015 г. N 642/10-С в 2015 году предусмотрены бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджете Волгоградской области, утвержденном Законом Волгоградской области о бюджете Волгоградской области от 20 ноября 2014 г. N 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" на реализацию мероприятий Программы и объем средств, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований в 2015 году, в том числе:
1) по Мероприятию 1 объем финансирования за счет средств бюджета Волгоградской области - 2 070 000 руб.;
2) по Мероприятию 2 объем финансирования за счет средств бюджета Волгоградской области - 10 000 000 руб. и средств бюджетов муниципальных образований - 2 301 100 руб.
Таким образом, уровень софинансирования расходного обязательства Волгоградской области составил:
по Мероприятию 1: за счет средств федерального бюджета - 69,1 %, за счет консолидированного бюджета Волгоградской области - 30,89 %;
по Мероприятию 2: за счет средств федерального бюджета - 46,54 %, за счет консолидированного бюджета Волгоградской области - 53,46 %.
В соответствии с пунктом 5.4. Соглашения от 06 мая 2015 г. N 642/10-С оно вступает в законную силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2015 г.
Согласно выписке из лицевого счета получателя средств бюджета N 03292005380 на 01 января 2016 г., в соответствии с Соглашением от 06 мая 2015 г. N 642/10-С Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Облкомсельхозу перечислены средства субсидии из федерального бюджета на реализацию указанных выше мероприятий платежными поручениями N 382 от 06 июля 2015 г. в сумме 4 630 000 руб. и N 574 от 01 сентября 2015 г. в сумме 10 710 000 руб. соответственно.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета от 01 января 2016 г. (ф. 0503127), Сведений о ходе реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (нарастающим итогом) за январь - декабрь 2015 года, заявки на возврат N 4 от 21 января 2016 г. (ф. 0531803), платежного поручения от 26 января 2016 г. фактические расходы средств субсидии составили:
1. по Мероприятию 1 в общей сумме 4 634 092,71 рубля, в том числе: 4 630 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 4 092,71 рубля - за счет средств бюджета Волгоградской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 4 634 092,71 руб. субсидия могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 3 202 365,56 руб. (4 634 092,71x4 630 000,00/6 700 000). Перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 427 634,44 руб. (4 630 000 - 3 202 365,56).
2. по Мероприятию 2 в общей сумме 1 907 388,58 руб., в том числе: 1 907 388,58 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 0,00 руб. - за счет средств бюджета Волгоградской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 1 907 388,58 руб. субсидия могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 887 751,20 руб. (1 907 388,58x10 710 000,00/23 011 100,00). Перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 019 637,38 руб. (1 907 388,58-887 751,20).
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил от 15 июля 2015 г. N 598, подпункта 2.2.4. пункта 2.2. Соглашения от 06 мая 2015 г. N 642/10-С Облкомсельхозом в 2015 году не соблюдено условие предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджетов Волгоградской области и муниципальных образований.
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля оформлен акт камеральной проверки от 27 июня 2018 г.
Указанный акт проверки с прилагаемыми к нему материалами направлены руководителю Федерального казначейства для принятия решения в соответствии с пунктом 47 Правил N 1092 о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
30 июля 2018 г. УФК по Волгоградской области Облкомсельхозу выдано представление N 29-11-53/23-16698.
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных материалов руководитель Федерального казначейства направил в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 24 августа 2018 г. N 07-04-04/09-18041 (далее - Уведомление о БМП), в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанных в акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий софинансирования, подлежащие бесспорному взысканию.
На основании указанного уведомления Министром финансов Российской Федерации изданы приказы от 25 сентября 2018 г. N 2588 и N 2589 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета", на основании которых из бюджета Волгоградской области бесспорно взысканы денежные средства в размере 623 345,84 руб. и 1 019 637,38 руб.
Считая свои права нарушенными, Комитет финансов Волгоградской области и Комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительными приказов от 25 сентября 2018 г. N 2588 и N 2589 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казначейство, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет финансов Волгоградской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие у Минфина России оснований по изданию оспариваемых приказов в связи с отсутствием вменяемого Облкомсельхозу бюджетного нарушения - нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно: не обеспечения уровня софинансирования за счет средств бюджета Волгоградской области.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Волгоградской области и Минфин России просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от Федерального казначейства и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Комитета финансов Волгоградской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Минфина России и Федерального казначейства возражали против ее удовлетворения.
Представители Комитета сельского хозяйства Волгоградской области, Управления Федерального казначейства по Волгоградской области и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Пунктом 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент предоставления субсидии) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Из пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрены субсидии.
Согласно пункту 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта РФ для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Федерального Конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусмотрено, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Таким образом, Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации именуются получателями средств федерального бюджета.
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила от 30 сентября 2014 г N 999).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа), которая включает, в том числе, следующее мероприятие: комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие в сельской местности сети общеобразовательных организаций, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурнодосугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, объектами строительства и реконструкции автомобильных дорог, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку сельской местности.
Приложением N 8 к вышеуказанной Программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог (далее - Правила от 15 июля 2015 г. N 598).
Согласно пункту 2 Правил от 15 июля 2015 г. N 598 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации по устойчивому развитию сельских территорий (далее - региональные программы), направленных, в том числе: - на реализацию проектов (строительство и реконструкцию объектов) обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов (далее - объекты социального и инженерного обустройства), в том числе, по мероприятию - развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики; - на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.
В силу подпункта "б" пункта 3 Правил от 15 июля 2015 г. N 598 субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации и расходуется, в том числе, на условии наличия в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 2 указанных Правил.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации предусматривается в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением о предоставлении субсидии между органом исполнительной власти и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирумого за счет субсидии, составляет не менее 30 процентов.
Согласно пункту 5 Правил от 15 июля 2015 г. N 598 субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю средств федерального бюджета на мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 20 Правил от 15 июля 2015 г. N 598 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусматривающим, в том числе, наличие сведений об объеме бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, в размере не менее размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемых приказов.
При этом судами приняты во внимание условия заключенных Соглашений, а также вышеприведенных положений Правил.
В этой связи суды пришли к выводу о нарушении условий софинансирования при фактическом неисполнении расходных обязательств Волгоградской области Комитетом и наличии оснований для издания оспариваемых приказов.
Отклоняя доводы Комитета об отсутствии нарушений бюджетного законодательства, о выполнении всех условий предоставления субсидии, суды указали на то, что условия Соглашений и Правил в их совокупности позволяют прийти к выводу о том, что в случае сокращения расходных обязательств Волгоградской области, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашениями, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
В то же время указанные условия Соглашений устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Волгоградской области при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между объемами средств двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Волгоградской области, который при осуществлении фактических расходов областью был нарушен.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Кроме того, законность представления УФК по Волгоградской области от 30 июля 2018 г. N 29-11-53/23-16698 подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А12-34849/2018, которые в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2019 г. по делу N А40-1493/19-121-4 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета финансов Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила от 30 сентября 2014 г N 999).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа), которая включает, в том числе, следующее мероприятие: комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие в сельской местности сети общеобразовательных организаций, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурнодосугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, объектами строительства и реконструкции автомобильных дорог, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку сельской местности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 февраля 2020 г. N Ф05-20586/19 по делу N А40-1493/2019