г. Москва |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А40-237258/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 11.03.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - Корунова А.А. по доверен. от 09.01.2020,
от заинтересованного лица - Локоткова Н.М. по доверен. от 04.07.2019,
рассмотрев 05 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы
на решение от 05 ноября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кипель М.Т.,
на постановление от 30 декабря 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Свиридовым В.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-237258/19,
по заявлению Комитета государственного строительного надзора города Москвы
к акционерному обществу "АЛЬТАИР"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее - административный орган, Мосгосстройнадзор) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "Альтаир" (далее - общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 26.08.2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Мосгосстройнадзором подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций изменить, указав на виновность общества в неисполнении законного предписания Мосгосстройнадзора.
Заявитель жалобы указывает на то, что эксплуатация объекта капитального строительства продолжает осуществляться без разрешительной документации, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Представитель Мосгосстройнадзора в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель ООО "Альтаир" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат изменению по следующим основаниям.
Судами установлено, что на основании распоряжения Мосгосстройнадзора N РП-7005/19-(0)-0 от 06.08.2019 о проведении выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя УНР Мосгосстройнадзора проведена проверка в отношении АО "Альтаир", осуществляющего строительство на объекте капитального строительства - здание, расположенное по адресу: Москва, ЮВАО, Лефортово, Кабельная 5-я ул. д. 2.
В результате проведенной проверки выявлено, что АО "Альтаир" не выполнено в установленный срок предписание Мосгосстройнадзора от 08.05.2019 N 3315/19 со сроком исполнения 31.07.2019, а именно, в нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 55 ГрК РФ продолжает осуществляться эксплуатация объекта капитального строительства без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Предписание от 08.05.2019 N 3315/19 АО "Альтаир" не обжаловано, судом не отменено.
Вместе с тем, в указанный в предписании срок АО "Альтаир" не устранило выявленные нарушения.
По данному факту Комитетом 28.08.2019 в отношении АО "Альтаир" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Мосгосстройнадзор обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Альтаир" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из отсутствия в действиях АО "Альтаир" вины и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с тем, что в настоящее время АО "Альтаир" в отношении объекта недвижимости проводит процедуру сохранения и легализации проведенной ранее реконструкции через уплату штрафа в бюджет города Москвы. Суды указали на то, что обществом были предприняты все меры непосредственно после получения предписания для его исполнения.
Судебная коллегия считает данные выводы судов ошибочными.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, административным органом установлено, что обществом не выполнено в установленный срок предписание Мосгосстройнадзора от 08.05.2019 N 3315/19 со сроком исполнения 31.07.2019, а именно, в нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 55 ГрК РФ продолжает осуществляться эксплуатация объекта капитального строительства без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается в неисполнении предписания при осуществлении обществом эксплуатации здания без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что общество не имеет возможности прекратить эксплуатацию до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, судами не установлено.
Осуществление обществом процедуры сохранения и легализации проведенной ранее реконструкции не свидетельствует об отсутствии в действиях АО "Альтаир" вины и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, выражающееся в непрекращении эксплуатации объекта капитального строительства без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При указанных обстоятельствах, выводы судов об отсутствии в действиях АО "Альтаир" вины и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежат исключению.
Вместе с тем, силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 15.01.2019 N 3-П и определение от 26.03.2019 N 823-О) предусмотренная в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административная ответственность за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается в этом случае именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима и к составу административного правонарушения, предусмотренного частью 6 той же статьи КоАП РФ (19.5).
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
На дату принятия судом первой инстанции решения (05.11.2019) трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежащий исчислению, как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.10.2013 N 5598/13 по делу N А40-94388/2012, с учетом крайней даты, установленной для исполнения названного предписания (31.07.2019), истек.
Поскольку по состоянию на 05.11.2019 общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения, оснований для отмены решения суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в связи с неправильными выводами об отсутствии в действиях АО "Альтаир" вины и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
На основании изложенного, кассационная жалоба Мосгосстройнадзора об изменении мотивировочной части судебных актов подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы 05 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2019 года по делу N А40-237258/19 изменить, исключив выводы об отсутствии в действиях АО "Альтаир" вины и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
В. В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
На дату принятия судом первой инстанции решения (05.11.2019) трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежащий исчислению, как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.10.2013 N 5598/13 по делу N А40-94388/2012, с учетом крайней даты, установленной для исполнения названного предписания (31.07.2019), истек.
Поскольку по состоянию на 05.11.2019 общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения, оснований для отмены решения суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в связи с неправильными выводами об отсутствии в действиях АО "Альтаир" вины и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, не имеется."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2020 г. N Ф05-1991/20 по делу N А40-237258/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1991/20
30.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71547/19
05.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237258/19
10.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237258/19