город Москва |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А41-57733/2019 |
Арбитражный суд Московского округа в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Корекс" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 г., по делу N А41-57733/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корекс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении 21 июня 2019 г. N 19/1,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Московской области, налоговый орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Корекс" (далее - ООО "Корекс", общество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой установлены нарушения Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 04 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция), выразившееся в нарушении установленных сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на тридцать дней.
Так, налоговым органом установлено, что 24 марта 2017 г. ООО "Корекс" заключило с нерезидентом - IDIS LIMITED (Соединенное Королевство) договор поставки N PR0149.
На основании вышеуказанного договора обществом 28 марта 2017 г. в банке АКБ "РосЕвроБанк" (АО) был оформлен паспорт сделки N 17034036/3137/0000/3/1 в долларах США (код валюты 840).
22 декабря 2017 г. ООО "Корекс" представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах N 314 по подтверждающему документу от 25 мая 2017 г. N 9704 на сумму 25.00 долларов США.
Указанная справка подлежала представлению обществом в уполномоченный банк в срок до 22 июня 2017 г., между тем была представлена ООО "Корекс" 22 декабря 2017 г., то есть с нарушением установленного срока на 130 дней.
На основании полученных данных 18 июня 2019 г. в отношении ООО "Корекс" был составлен протокол об административном правонарушении N 19, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением от 21 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении N 19/1 ООО "Корекс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 40 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Корекс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Корекс" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку обществом были предприняты все необходимые меры для предоставления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах в установленный законом срок.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Закона).
Частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением установлен Инструкцией.
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки, представления которых установлены Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Согласно пунктам 9.1 и 9.1.3 Инструкции при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в банк паспорт сделки одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы): акты приема- передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Пунктом 9.2.2 Инструкции установлено, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в уполномоченный банк не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
С 01 марта 2018 г. Инструкция N 138-И от 04 июня 2012 г. утратила силу в связи с принятием Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
При этом Инструкция N 181-И не исключила обязанность и срок представления резидентами справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов по контрактам (пункт 8.2.2 Инструкции N 181-И).
Действия, связанные с нарушением установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 6.3 статьей 15.25 КоАП РФ, поскольку общество не обеспечило выполнение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании и Инструкции, и не представило в уполномоченный банк Справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в установленный законом срок, и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
Вина ООО "Корекс" в совершении административного правонарушения установлена.
Лицо, вступая в какие-либо отношения, должно знать о наличии обязанностей, возложенных на него государством. Кроме этого, лицо должно обеспечить их выполнение в точном соответствии с законом, что подразумевает под собой соблюдение той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для исполнения правил и норм, установленных законом.
При принятии обязательств по контракту общество не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на что то, что им были предприняты все зависящие меры по соблюдению сроков предоставления в уполномоченный банк Справки о подтверждающих документах, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку факт предоставления обществом в уполномоченный банк Справки о подтверждающих документах с нарушением установленного законом срока подтвержден материалами административного дела.
Довод ООО "Корекс" о наличии в производстве Арбитражного суда Московской области аналогичных дел со схожими обстоятельствами, которыми заявленные требования общества о признании незаконными постановлений о привлечении общества к административной ответственности были судами отменены, также подлежит отклонению, поскольку приняты при различных обстоятельствах.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 г. по делу N А41-57733/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Корекс" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 6.3 статьей 15.25 КоАП РФ, поскольку общество не обеспечило выполнение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании и Инструкции, и не представило в уполномоченный банк Справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в установленный законом срок, и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2020 г. N Ф05-651/20 по делу N А41-57733/2019