г. Москва |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А40-83310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей Кочергиной Е.В., Кольцовой Н.Н.
при участии в заседании:
от истца: акционерного общества "ВТБ Лизинг" (АО "ВТБ Лизинг") - Данилкина Ю.С. по дов. от 01.03.2020 г.,
от ответчика: публичного акционерного общества Страховая Компания "Росгосстрах" (ПАО СК "Росгосстрах") - Кузнецов Н.Е. по дов. от 15.04.2019 г.,
рассмотрев 14 мая 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу ПАО СК "Росгосстрах"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2019 года
и на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года
по иску АО "ВТБ Лизинг"
к ПАО СК "Росгосстрах"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "ВТБ Лизинг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО СК "Росгосстрах" о взыскании страхового возмещения в размере 1 264 245 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2019 г. по делу N А40-83310/2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 г., заявленные исковые требования были удовлетворены.
По делу N А40-83310/2019 поступила кассационная жалоба от ПАО СК "Росгосстрах", в которой заявитель просит отменить решение суда первой, постановление суда апелляционной инстанций; принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителям сторон их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции сообщил, что от АО "ВТБ Лизинг" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором оно возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов - решения и постановления.
Отзыв приобщен к материалам дела, поскольку подан с соблюдением требований ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявления или ходатайства, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Арбитражного суда Московского округа не поступили, в судебном заседании заявлены не были.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель ОАО ПАО СК "Росгосстрах" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель АО "ВТБ Лизинг", по доводам кассационной жалобы возражал; пояснил, что, по его мнению, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не основаны на нормах права, а направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, представленных в материалы дела, что не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов.
Из материалов дела усматривается, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 23.12.2013 г. между страхователем (АО "ВТБ Лизинг") и страховщиком (ООО "Росгосстрах"; в настоящее время - ПАО СК "Росгосстрах") был заключен договор страхования строительной и другой техники и оборудования N 1635/13/169/972. Договор страхования заключен в соответствии с условиями Правил страхования строительной и другой техники и оборудования.
Застрахованным имуществом являлся Экскаватор одноковшовый погрузчик универсальный ЭБП-11.1, заводской номер 041/92П00172, принадлежащий страхователю на праве собственности и переданный ООО "ПСК ПромСнаб" (в качестве лизингополучателя) во временное владение и пользование на основании договора лизинга N АЛ 13310/01-13 УЛН от 29.11.2013 г. (далее по тексту постановления в том числе ТС).
По условиям договора выгодоприобретателем в случае хищения застрахованного имущества и при его конструктивной гибели является страхователь. Выгодоприобретателем в оставшейся части является лизингополучатель.
АО "ВТБ Лизинг" обратилось к ПАО СК "Росгосстрах" с заявлением о выплате страхового возмещения в связи с хищением в период действия договора страхования застрахованного имущества, предоставив документы, необходимые для выплаты страхового возмещения.
Отказ ПАО СК "Росгосстрах" выплачивать АО "ВТБ Лизинг" страховое возмещение послужил основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Суды, рассматривая заявленные исковые требования, пришли к выводу, что спорные правоотношения регулируются главой 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 48 "Страхование": ст. ст. 927-970), Законом Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
По смыслу требований ст. ст. 421, 422, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации свобода граждан в заключении договора означает свободный выбор стороны договора, условий договора, свободу волеизъявления на его заключение на определенных сторонами условиях. Стороны договора по собственному усмотрению решают вопросы о заключении договора и его содержании.
В соответствии с п. 1 ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
По договору имущественного страхования в силу п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Условия, на которых заключается договор страхования, в соответствии с п. 1 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Положения ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагают обязанность представления доказательств в обоснование приводимых доводов на всех лиц, участвующих в деле.
Согласно ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, правильного распределения бремени доказывания, проанализировав с учетом положений ст. ст. 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора страхования, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения данного спора, руководствуясь положениями действующего законодательства регулирующего спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании страхового возмещения, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями п. 1 ст. 927, п. п. 1 и 2 ст. 929, п. 1 ст. 942, п. 1 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из того, что факт возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, не исключает возможности квалифицировать утрату ТС как событие, подпадающее под страховой случай, предусмотренный договором страхования. Поэтому суды, принимая во внимание, что хищение ТС произошло по вине неустановленного лица (подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела), то есть при отсутствии умысла страхователя (являющегося в рассматриваемым случае выгодоприобретателем), пришли к выводу о том, что страховщик не может быть освобожден от исполнения обязательства по договору страхования при наличии факта наступления страхового случая, о котором страховщик был уведомлен в период действия договора страхования.
Доводы заявителя кассационной жалобы - ПАО СК "Росгосстрах" не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на ином толковании норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений ст. ст. 273-291 главы 35 (глава 35 "Производство в суде кассационной инстанции") Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 17.02.2015 г. N 274-О, ст. ст. 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ПАО СК "Росгосстрах", а принятые по делу решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых решения суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года по делу N А40-83310/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества Страховая Компания "Росгосстрах" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Петрова |
Судьи |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании страхового возмещения, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями п. 1 ст. 927, п. п. 1 и 2 ст. 929, п. 1 ст. 942, п. 1 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из того, что факт возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, не исключает возможности квалифицировать утрату ТС как событие, подпадающее под страховой случай, предусмотренный договором страхования. Поэтому суды, принимая во внимание, что хищение ТС произошло по вине неустановленного лица (подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела), то есть при отсутствии умысла страхователя (являющегося в рассматриваемым случае выгодоприобретателем), пришли к выводу о том, что страховщик не может быть освобожден от исполнения обязательства по договору страхования при наличии факта наступления страхового случая, о котором страховщик был уведомлен в период действия договора страхования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2020 г. N Ф05-4199/20 по делу N А40-83310/2019